Земфира ЦАХИЛОВА: «Чувство успеха надо воспитывать с детства»
14.11.2009
 

Игорь ДЗАНТИЕВ

Не зря говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Известная и любимая в СССР, особенно в родной Осетии, актриса театра и кино Земфира Цахилова (снялась в 26 фильмах, шесть сезонов в театре Моссовета) нашла себя в новой России в новом качестве - блистательного педагога-подвижника, организатора воспитания подрастающего поколения по совершенно оригинальной, ей же придуманной методике. В 1993 году она создала в Москве детский Центр эстетики и красоты «Катюша», который за эти годы окреп творчески, закалился характером и по популярности стал всерьез конкурировать с самыми престижными учебными заведениями столицы.

Сегодня лучшие педагоги, среди которых профессора и доценты, преподают здесь современный, народный, индийский и кавказский (осетинский) танцы, хореографию, вокал, актерское мастерство, художественное слово и даже подиум и аэробику. Но уникальность проекта Цахиловой состоит в том, что все эти шестнадцать лет он существует на двух (если не брать в расчет безмерный энтузиазм его художественного руководителя) удивительных для нашего времени принципах. Во-первых, никогда, даже в самые трудные времена, например, дефолта или нынешнего глобального кризиса, ни один родитель не заплатил за подготовку своего ребенка ни копейки. А, во-вторых, центр при всем при этом никогда не опирался на финансовую поддержку государства.

«Неужели такое возможно?» - спросите вы. И будете правы в своем удивлении. Именно этот вопрос я адресовал Земфире Цахиловой в начале нашей беседы, которая состоялась в центре «Катюша» на Садово-Каретной улице.

 

- Как вам все-таки удается не только удержать творческие позиции, но и ставить новые и новые образовательные задачи?

- Только благодаря моей семье - мужу, доктору экономических наук Георгию Цаголову, дочери и двоим сыновьям, которые занимаются бизнесом. Видимо, мои дети так любят мать, что не могут отказать мне в этой прихоти. Мы с самого создания «Катюши» решили, что все будет абсолютно бесплатно, и все построено только на выявлении в детях таланта, чтобы помочь ему раскрыться. Поэтому я не могу себе позволять таких вольностей, как зачислять к нам каких-то «блатных». Это совершенно исключено. Во время вступительного просмотра я доверяю нашим педагогам, а сама с родителями знакомлюсь только тогда, когда детей уже взяли.

 

- Если взять общепринятую терминологию, то какой конкурс в ваш центр?

- В этом году у нас было 16 человек на одно место.

 

- Как во ВГИК, что ли?

- Конечно! А почему бы и нет! В сентябре, когда проходит конкурсный набор детей, у нас весь двор бывает переполнен. Но здесь, конечно, дело еще и в том, что мы берем мало детей. Условия не позволяют больше брать. Вот если бы у нас был многоэтажный дворец! А так мы исходим из того, что имеем. Из возможностей. У нас тесно, но это Москва.

 

- Сколько детей сейчас занимается в «Катюше»?

- Более восьмидесяти. С 3,5-4 лет мы ведем ребенка до окончания средней школы. Представляете, чему можно его научить за это время! Это как школа и институт, вместе взятые. Без ложной скромности скажу, нередко из ребенка получается шедевр. И. конечно, тогда испытываешь гордость за учеников. Неудивительно, что все они впоследствии стопроцентно поступают в театральные вузы. Естественно, из числа тех, кто решил связать свою дальнейшую судьбу со сценой.

 

- А есть ли среди ваших воспитанников осетины?

- Осетин всего трое. На национальность я вообще не обращаю внимания. Все поступают к нам на общих основаниях. Есть талант - поступил.

 

- Кто проводит занятия?

- Преподаватели у нас в основном из театральных вузов. Но есть и из академии физкультуры два мастера спорта, они преподают аэробику и современный танец. Народный танец ведет бывшая солистка ансамбля «Березка». Классическую хореографию - балерина Большого театра. Актерское мастерство и художественное слово - доцент из ГИТИСа. Вокал тоже очень хороший. Осетинским танцам учит очень хороший педагог Аида Цомаева. Недавно она окончила нашу студию в моем родном театральном училище им. Щукина, и сейчас там преподает движение, а я ее пригласила к нам. Аидой я очень довольна. Все наши дети очень любят осетинские танцы.

 

Осетинские танцы воспитанники "Катюши" исполняют с особым вдохновением.

- Все дисциплины обязательны, или можно выбирать?

- Каждый ребенок должен заниматься всем.

 

- Понемножку?

- Не понемножку. Все очень серьезно. У нас два раза в году экзамен. В декабре и в мае. И ребенок должен пройти всю программу.

 

- Но ведь сегодня в школах и без того нагрузки сумасшедшие. Не усугубляют ли положение ваши взыскательные дополнительные занятия?

- Вы знаете, здесь есть некий фокус. Все наши дети в школе хорошо учатся. Я и сама очень часто проверяю их дневники. Ребенок, который у нас успешный, а в школе, скажем, троечник, начинает испытывать дискомфорт и уже не хочет и в школе отставать. Он уже понимает чувство успеха. И хочет быть лучшим, первым. Так и получается, что наши воспитанники учатся хорошо, и все успевают. Ребенок, у которого много времени и который болтается на улице, вот он-то точно ничего не успеет.

 

- В октябре ваш центр преподнес целый ряд очень трогательных творческих подарков к 150-летию Коста Хетагурова. Выступления ваших воспитанников на серии юбилейных мероприятий никого не оставили равнодушными. Как долго готовились к знаменательной дате?

- Готовились не то, чтобы специально, но, конечно, с особым настроем. А так мы каждый год в осетинской диаспоре дни Коста отмечаем, и там главные чтецы - воспитанники «Катюши». Поэтому у нас из года в год набирается большой репертуар. Мы уделяем большое внимание художественному чтению вообще, а, поскольку Коста я очень люблю, то, естественно внедряю в учебный процесс. И все наши дети прекрасно знают и поэзию Коста Хетагурова, и его жизнь.

 

- Не получается ли, что, используя служебное положение, вы в какой-то мере ставите своих воспитанников в принудительные рамки?

- Нет, что вы! Коста Хетагуров для них очень много значит. Им он очень нравится. Одна из наших девочек знает наизусть всю «Фатиму». И читает просто изумительно. Я ведь и сама когда-то начинала с этого произведения.

 

 

Стихи Коста Хетагурова читает Георгий Калоев.

 

- Как я понимаю, вы сами первоначально знакомите детей с миром Коста?

- В основном, конечно, рассказываю я. Потом у нас есть большая литература на эту тему. Я раздаю ее детям постарше. И родители, между прочим, очень интересуются. Они втягиваются в это тоже. Поскольку сама жизнь Коста интересна, его судьба необычна. Вообще есть какой-то магнетизм к его личности. Казалось бы, как можно иметь человеку такого гуманистического направления врагов? И, тем не менее, они у него были.  Был у него и свой Дантес - Каханов.

 

- Давайте все-таки не забудем, что вы - известная актриса. Когда вы в последний раз были в театре?

- В театры я хожу. Дело в том, что у меня есть такая, можно сказать, порой обременительная необходимость. Поскольку в театрах работают мои друзья, то они меня приглашают на премьеры, и я не могу не пойти. Потому что они дают билет в первый ряд, и видят, в зале я или нет. Приходится ходить, даже когда нет желания. Но, к счастью, в основном бывает интересно. И это, безусловно, помогает быть в курсе современного театрального процесса.

 

- А с кинотеатрами дружите?

- В кинотеатры вообще не хожу. Только в Дом кино. Я все же член правления творческих союзов. И член правления Центрального Дома работников искусств. Там тоже бывают просмотры и обсуждения фильмов. Вот я и хожу на хорошие премьеры.

 

- Что вас за последнее время впечатлило?

- Ну, что такое впечатлило? Это когда человек, выходя из зала, долго еще потом думает, размышляет, находит для себя что-то созвучное. Вот таким для меня оказался фильм Михалкова «Двенадцать». Перед этим на аналогичную кавказскую тематику я смотрела несколько фильмов. Но они как-то меня совсем не задели. А здесь я, что называется, надолго «застряла».

 

- Удается ли вам при столь интенсивной деятельности и московской бурной жизни следить за тем, что происходит сейчас в культуре Осетии?

- Это моя святая обязанность. Я ведь в совете осетинской общины, отвечаю за культуру и, естественно, должна знать, что происходит. Конечно, мне сложно быть в курсе всего, но стараюсь. И если гастроли или выступление любого нашего коллектива в Москве - то хожу обязательно.

 

- Какого свежего всплеска для выхода на новый уровень сейчас, на ваш взгляд, не хватает нашей национальной культуре?

- Думаю, что в первую очередь надо не потерять наш Осетинский театр. А такая угроза, мне кажется, есть. Вот был Хугаев, и он держал все в руках. А Бритаева?! Зарифа Елбыздыкоевна - это вообще железобетон. Железная леди, у которой Тэтчер могла бы поучиться. Именно лидера театру сейчас и не хватает. Очень хотелось бы, чтобы республиканское руководство уделило Осетинскому театру безотлагательное внимание - и финансовое, и организационное. Не дай бог, театр с такой славной историей развалится! Русский театр в гораздо более стабильном положении. А всегда было наоборот. Национальный театр - это же достояние Осетии. Он взрастил такие глыбы, как Тхапсаев, Икаева, Каргинова... Надо ни в коем случае не утерять эти традиции.

 

- Владимир Васильевич Тхапсаев, насколько я знаю, сыграл большую роль в вашей личной судьбе...

- Он был близок с семьей Цаголовых. Всегда, приезжая в Москву, а он был членом Верховного Совета СССР, останавливался у них, на улице Горького. И мое знакомство с будущим мужем произошло именно в этом доме, благодаря Тхапсаеву. Владимир Васильевич мне позвонил и сказал, что заедет за мной в театр Вахтангова после спектакля. И заехал вместе с моим будущим мужем. И мы поехали в гости на улицу Горького.

Это был период, когда все друзья и знакомые были озабочены моим замужеством. Все мне искали женихов...

 

- И самая «легкая» рука оказалась у Тхапсаева?

- У него. Я же перед тем, как поехать учиться в Москву, неполный сезон работала в Осетинском театре. Пришла совсем юной к Бритаевой, которая мне строго сказала: «Ну, что-нибудь почитаете?» Я говорю: «Да, почитаю». И только хотела начать, как она прервала: «Нет, по-осетински. Не надо по-русски. У нас, к счастью, или, к сожалению, осетинский театр». Наверно, никогда я так не волновалась...

 

- У Бритаевой, особенно для тех, кто сталкивался с ней впервые, конечно, парализующий голос был...

- Да-да, мужик. Настоящий мужик. Но славная была женщина, которая оставила неизгладимый след в нашем театральном искусстве.

 

- О театре Моссовета. Было удивительное время, когда там образовалась замечательное трио, подобного которому уже никогда и ни в одном театре, наверное, не будет: Вадим Бероев, Татьяна Бестаева, Земфира Цахилова.

- Нас там в шутку называли «осетинский кишлак». Я говорила: «При чем здесь кишлак? У нас, в Осетии, нет кишлаков». Но название прижилось.

 

- Как вы оказались в театре Моссовета?

- Совсем не потому, что я осетинка и не потому, что там уже работали Бестаева с Бероевым. Показалась Завадскому - главному режиссеру, и он меня взял в театр. И только потом выяснилось, что я здесь не одна. А папа Тани Бестаевой - тоже цаголовский друг. Они много про него рассказывали, про то, как он снимался в «Абрек-Зауре», и какой успех вызвал в тридцатые годы этот фильм. И Таня была тогда такой красоткой, на которую весь Советский Союз и лучшие артисты Франции засматривались. Она много и хорошо снималась. Бероев уже был ведущим артистом театра, по-настоящему примой сцены. И кумиром тех, кто любил героическое советское кино.

 

- Удавалось ли «осетинскому кишлаку» объединяться на сцене?

- Мы втроем в трех спектаклях играли. Почему-то так счастливо все получилось. Даже в моем первом спектакле, с которым меня взяли - «Жизнь Сент-Экзюпери».

 

- Как складывались ваши отношения вне сцены?

- Замечательно складывались, хотя я была чересчур молода для них. Только что пришедшая после театрального актриса. И, тем не менее, они ко мне очень тепло отнеслись, особенно Вадим. Он всегда держал меня в поле зрения. Всегда очень радовался, когда у меня что-то получалось. А когда что-то было не так, подсказывал. В общем, совершенно доброжелательные отношения и совершенно незабываемый период творческой жизни.

 

Фото недели

 
Народ выбирает достойных!
Сергей БАГАПШ - вновь
Президент Абхазии.

Самое читаемое

 

 

Сослан Кокоев. УАЦАМОНГА. Честь осетина или приватные беседы с Джабеличем - Э.Дж.Кокойты (24-30.11.2009)

  1. Альберт Джуссоев считает, что Осетию надо спасать от преступной власти Кокойты (03.06.2009)
  2. Ибрагим ИБРАГИМОВ: «Я уехал из Южной Осетии, опасаясь за свою жизнь» (14.07.2009)
  3. Координационный Совет Южной Осетии призвал народ к консолидации без Кокойты  (03.08.2009)
  4. Письмо генералу: "Вы спасли наших детей. Великое вам спасибо!" (07.08.2009)
  5. Артур ТАЙМАЗОВ: «Чтобы оправдать ожидания, придется стать трехкратным олимпийским чемпионом» (20.07.2009)

Ноябрь

  1. В Квайсе вопреки заявлениям властей кардинальных сдвигов не наблюдается (01.11.2009)
  2. На закате: период правления Кокойты в Южной Осетии подходит к концу (23.11.2009)
  3. Бронза, прославившая Осетию (12.11.2009)
  4. Как Буш полюбил Южную Осетию (10.11.2009)
  5. Альберт ДЖУССОЕВ: «Вопрос о власти - это вопрос о спасении Южной Осетии» (20.11.2009)
  6. Фатима МАРГИЕВА: «Южной Осетии мое содержание в тюрьме обойдется дороже» (17.11.2009)
  7. Сослан КОКОЕВ: «УАЦАМОНГА. Честь осетина или приватные беседы с «Джабеличем» (Э.Дж.Кокойты)» - часть 1 (24.11.2009)
  8. Сослан КОКОЕВ: «УАЦАМОНГА Честь осетина или приватные беседы с «Джабеличем» (Э.Дж.Кокойты)» - часть 2 (25.11.2009)
  9. Сослан КОКОЕВ: «УАЦАМОНГА. Честь осетина или приватные беседы с «Джабеличем» (Э.Дж.Кокойты)» - часть 3 (26.11.2009)
  10. Сослан КОКОЕВ: «УАЦАМОНГА. Честь осетина или приватные беседы с «Джабеличем» (Э.Дж.Кокойты)» - часть 4 ( 27.11.2009)

 

Октябрь

  1. Словесный понос на сайтах Кокойты: анонимщики и плагиаторы по-другому не умеют (11.10.2009)
  2. Форум отправил Кокойты в глубокий нокаут (09.10.2009)
  3. Форум послал сигнал Кокойты: пора собирать чемоданы (09.10.2009)
  4. Кокойты пообещал ударить женщину, чтобы она заткнулась навсегда (01.10.2009)
  5. Все, как всегда: Баранкевич наступает, Кокойты отступает (12.10.2009)
  6. Митинг в Цхинвале показал: Кокойты теряет последнюю поддержку (07.10.2009)
  7. Погорельцы Цхинвала ищут правду в Москве (08.10.2009)
  8. Кокоевщине не должно быть места в Южной Осетии (18.10.2009)
  9. Кокойты требует стариков к ответу: власть в Южной Осетии продолжает свое нравственное падение (19.10.2009)
  10. Южная Осетия: нужна власть, которой люди поверят (11.10.2009)

 

Сентябрь 

  1.  Дзамболат ТЕДЕЕВ: «Главная цель - Олимпиада в Лондоне» (26.09.2009)
  2. На третий срок - под дулами автоматов (11.09.2009)
  3. Южная Осетия как филиал Озерска: за и против (04.09.2009)
  4. Суметь довести до абсурда (16.09.2009)
  5. Плохому танцору оппозиция мешает (17.09.2009)
  6. Вы - наша последняя надежда (15.09.2009)
  7. Осень власти: по Южной Осетии шагают протестные настроения (30.09.2009)
  8. Квайса: еще одно испытание землетрясением (21.09.2009)
  9. День независимости в Квайсе: праздник без праздника (20.09.2009)
  10. Семь восторженных мужчин: красота для каждого своя (09.09.2009)

 

Август

  1. Президент Южной Осетии Кокойты объявил войну (24.08.2009)
  2. Кокойты пошел на конфронтацию с Путиным? (19.08.2009)
  3. Альберт ДЖУССОЕВ: «Газопровод - фундамент возрождения, пора браться за большие дела» (13.08.2009)
  4. Кем станет Бровцев для Южной Осетии? (11.08.2009)
  5. Кокойты переплюнул Кадырова, как минимум, втрое (06.08.2009)
  6. Альберт ДЖУССОЕВ жителям Южной Осетии: «Эта трудовая победа - для вас!» (25.08.2009)
  7. Анатолий ЧЕХОЕВ: «Южной Осетии нужны новые люди, свежие идеи и натиск в строительных делах» (21.08.2009)
  8. Южная Осетия в ожидании перемен: требуются новые подходы и новые люди (04.08.2009)
  9. Россия защищала не Кокойты, Россия защищала осетин (12.08.2009)
  10. В отставку надо отправлять не правительство Южной Осетии, а самого Кокойты (04.08.2009)

 

Июль 

  1. Южная Осетия не дает Кикабидзе покоя, а «песня» о саперной лопатке по-прежнему звучит фальшиво (25.07.2009)
  2. Президент Южной Осетии: во всем виноват «Стройпрогресс» (23.07.2009)
  3. Юбилейный портрет осетинских писателей в Дарьяльском ущелье (07.07.2009)
  4. Кокойты против Джуссоева: объятия удава (14.07.2009)
  5. На строительстве газопровода в Кударском ущелье Южной Осетии - часть пятая (17.07.2009)
  6. Прокуратура и МВД Южной Осетии провели спецоперацию: в гостинице «Квайса» подсчитали инвентарь вплоть до веников (29.07.2009)
  7. Перед войной юбилей Коста Хетагурова отмечала вся страна, начиная со Сталина (21.07.2009)
  8. Король иллюзиона Эмиль Кио первое звание получил в родной Осетии (28.07.2009)
  9. Кривое зеркало: парламент Южной Осетии начал свою деятельность с отповеди оппозиции (25.07.2009)
  10. Кикабидзе мечтал поклоняться Путину, но тот обошелся без лицемерной лести (31.07.2009)

 

 Июнь

  1. Кадыров сказал Аушеву то, что стеснялись сказать другие (26.06.2009)
  2. Трава забвения или грустный юбилей романтика осетинской поэзии (09.06.2009)  
  3. Замужем за театром (20.06.2009)
  4. Должно ли шампанское быть поминальным? (22.06.2009)
  5. Осетинский генералитет Российской Империи (28.06.2009)
  6. Режим Кокойты перед войной продавал оружие Грузии? (02.06.2009)
  7. Россия - великая наша держава...(12.06.2009)
  8. Увидеть Квайсу в последний раз (16.06.2009)
  9. Эпоха погубленных судеб (02.06.2009)
  10. Он сердце не прятал за спины ребят (25.06.2009)

 

 Май

  1. «Если бы он умер - остался бы в истории, но он - живой...» (26.05.2009)
  2. Анатолий ЧЕХОЕВ: «Южная Осетия не должна превратиться в чемодан с оторванной ручкой» (28.05.2009)
  3. Марик ЛЕЙКИН: «Участковый - это шериф своего микрорайона» (14.05.2009)
  4. Писателю Юрию Полякову подарили бурку (04.05.2009)
  5. Руслан ДЗАРАСОВ: «Послевоенная ситуация для Южной Осетии во многом сложнее» (18.05.2009)
  6. Владикавказ - вчера, сегодня и завтра (06.05.2009)
  7. Парад Победы во Владикавказе (09.05.2009)
  8. «И выходит Марина Ядых в сотый раз, будто в первый, на сцену...» (13.05.2009)
  9. Вячеслав Гобозов: «Протестный электорат в Южной Осетии - огромный» (27.05.2009)
  10. Полковник Шанаев: герой - в бою, покоритель сердец - в быту (28.05.2009)

 

 Собрание имен

  1. Мурат ДЖИКАЕВ: «Образ Коста неразрывно связан с моим творчеством» 
  2. Анатолий ДЗАНТИЕВ: «Коста - это осетинский Пушкин»  
  3. Лицо театральной национальности - Казбек СУАНОВ
  4. Наталья КОЛОСОВА: «Дарите здоровье, счастье и улыбки!»
  5. Замужем за театром - Татьяна БЕСТАЕВА
  6. Музафер ДЗАСОХОВ: «Наш читатель не имеет столичной прописки»
  7. Лучезарное творчество Эльбруса САККАЕВА
  8. Тамерлан ГУРИЕВ: «Коста Хетагуров - социально значимая, грандиозная фигура»
  9. Орлиная гора Давида ТЕМИРЯЕВА
  10. Лев ОЗЕРОВ: «Точней созвучья не встречал на свете я! Они рифмуются: поэзия - Осетия»
  11. Валерий ТЕДЕЕВ: «Чтобы стать сильным и побеждать, нужно научиться достойно принимать поражения»
  12. Алан КАЛМАНОВ: «Живопись должна побуждать к размышлению»
  13. Солтан ДЗАРАСОВ: «Российская поддержка создала в Южной Осетии иждивенческую психологию»
  14. Крутые виражи Валерия АЛЕКСЕЕВА
  15. Казбек КАРГИНОВ: «Политика не должна мешать хозяйственной работе»
  16. Анатолий ДЗИВАЕВ: «Театр - это добровольная каторга»
  17. Людмила БЯЗРОВА: «Художественный музей - это показатель наличия зрелой национальной культуры»
  18. Жорж ГАСИНОВ: «Моя профессия - осетин»
  19. Земфира ЦАХИЛОВА: «Чувство успеха надо воспитывать с детства»
  20. Владимир СОСКИЕВ: «Мой Коста - В Санкт-Петербурге и во Владикавказе, а мой Пушкин - в Сурх-Дигоре»
Архив
<< Ноябрь 2024 >>
ВсПнВтСрЧтПтСб
     12
34567
8
9
10111213141516
17181920212223
24252627282930