«И выходит Марина Ядых в сотый раз, будто в первый, на сцену…»
13.05.2009

 

    Народная артистка Северной Осетии, один из лучших музыковедов Северного Кавказа Марина Ядых тридцать лет назад впервые вышла на сцену. И покорила всех своей искренностью и открытостью в общении со зрителем. Любой концерт или театрализованное представление с ее участием – это маленький спектакль, в котором она играет очень важную роль. Именно поэтому благодарные слушатели не только дарят ей цветы, но и посвящают ей поэтические строки. Так, наверное, и должно быть, если перед нами настоящий артист, чувствующий сердцем каждый звук музыки и умеющий облекать в слова и боль, что порой скворчонком стучит в виске, и радость, которая может быть широка и безбрежна.

     Визитная карточка
     
Дочь известного в России маэстро Павла Ядых, долгие годы бывшего главным дирижером Государственного симфонического оркестра Северной Осетии, народного артиста РФ, лауреата Государственной премии им. К. Хетагурова, Марина родилась в 1960 году в Кисловодске. Окончила музыкальную школу по классу фортепьяно, теоретическое отделение Орджоникидзевского училища искусств, факультет истории музыки Ереванской консерватории им. Комитаса. С 1979 года является лектором-музыковедом музыкального лектория и Государственного симфонического оркестра Северной Осетии. Член Союза композиторов и Союза журналистов, Марина Ядых вот уже в течение 12 лет ведет передачи на одной из первых во  Владикавказе негосударственных телекомпаний – «Ир». И как лектор-музыковед и как журналист она активно пропагандирует достижения осетинского музыкального искусства.

     Говорят, что незаменимых людей не бывает. На самом деле это не так или не совсем так. Если какой-либо концерт серьезной музыки ведет не Марина Ядых, владикавказская публика начинает в замешательстве переглядываться и перешептываться, дескать, все не то и не так. «Марина и рассказала бы лучше, проникновенней, интересней, и никогда не запнулась бы на фамилии композитора, пусть даже мало известного», – говорят они. И говорят, надо сказать, совершенно справедливо. Ведь Марину Ядых отличают и разносторонняя образованность, и хорошее знание того, что она хочет донести до слушателя. И рассказывает Марина ярко, интересно, образно и, как принято сегодня говорить, вкусно.
     И все же главный секрет успеха заключается, должно быть, в том, что Марина любит дело, которому служит, не мыслит своей жизни без музыки, что делает наше бытие лучше, светлее, чище, не останавливается в своем развитии, что всегда позволяет быть на шаг впереди даже самого подготовленного слушателя.
     Последнее выступление Марины на концерте в Волгограде, где в исполнении симфонического оркестра города-героя прозвучала симфония Ацамаза Макоева «Моя родина – Беслан», зрителей просто потрясло. Музыка еще не начинала звучать, а по щекам слушателей уже катились слезы. Марина рассказывала о Беслане, о детях, погибших по злой воле пособников сатаны. Ее голос звучал по-особенному, доставая до самого донышка души.
     Сама же Марина по возвращении из Волгограда подготовила телепередачу об этом концерте, а поэтесса Таисия Григорьева, посмотрев ее, написала свое посвящение неподражаемой ведущей. В нем есть такие строки:
     
     Зал шумел и затих.
     Испугался, наверно, замены.
     Но выходит Марина Ядых
     В сотый раз, будто в первый, на сцену.

     Ей глаза застилает туман.
     Дети были там, словно в Освенциме.
     Как же ей рассказать про Беслан,
     Чтобы люди восприняли сердцем?

     Чуть дрожат от волнения руки,
     И невольно блеснула слеза.
     Как же ей передать эти муки,
     Как о горе людском рассказать?..


     С разговора о недавнем концерте в Волгограде и началась беседа корреспондента сайта «Осетия-Квайса» Ольги Резник с Мариной Ядых.

     – Тот концерт в Волгограде был для Вас особенным?
     – Он был особенным для всех – для каждого артиста академического оркестра (все исполнители, а их более 100 человек, сквозь сердце пропустили музыку Ацамаза Макоева), для маэстро Валерия Хлебникова, который показал высокое дирижерское искусство в управлении оркестром и прочтении сложной партитуры, для публики, которая, слушая музыку, заново переживала трагедию в Беслане.

     – А Вы помните свой самый первый концерт?
    – Конечно, помню. Это было выступление музыкального лектория в средней школе № 7 Владикавказа. Я, безусловно, волновалась. Я и сейчас волнуюсь перед любым концертом, хотя, когда говорю об этом, мне почему-то не верят. А тогда… В концертную программу были включены фрагменты из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Царская невеста». Солировала блистательная Мария Котолиева. Она меня сильно подбадривала.
     А перед концертом папа увидел у меня в руках бумажку, куда я записала все-все, дабы ничего не забыть. Он у меня ее отобрал, сказав при этом, что все нужно держать в голове. Я рыдала, но вышла на сцену без подстраховки. Так до сих пор и обхожусь без бумажек.
     А тот концерт прошел успешно, несмотря на то, что старшеклассники – самая сложная аудитория. Но мне с первого концерта удалось привлечь их внимание.

     – Вы опередили мой вопрос: с какой аудиторией легче работать – с детской или взрослой?
     – Легче, конечно, со взрослыми. С ними разговор идет на равных. Тем более, что у нас, во Владикавказе, подготовленные слушатели. Кое-кто приходил в зал филармонии, когда меня еще не было на свете. У нас вообще образованная публика, чувствующая любое не настоящее в любом виде искусства. Может одарить не аплодисментами, а жидкими хлопками даже знаменитость, если та не выкладывается на все сто. Я была тому свидетелем. Аплодисменты из вежливости очень сильно отличаются от аплодисментов благодарности и восторга.

     – Вы выросли в творческой семье и, о чем Вы неоднократно говорили, не представляли своей жизни без музыки. Но почему выбрали стезю музыковеда, а, скажем, не пианистки?
     – Не хватило усидчивости. Чтобы быть хорошим пианистом (а плохим я быть не хотела), нужно по семь часов в день сидеть за роялем и не видеть ничего вокруг. Это своего рода жертва… Быть посредственностью мне не хотелось никогда. Этого боялся и мой папа. Поэтому он вместе с моим педагогом Мирой Владимировной Варандт (светлая ей память) сориентировали меня на музыковедение. За что я им очень благодарна, потому что это оказалось мое.

     – Часто можно услышать о вашей значимой роли в пропаганде музыки осетинских композиторов. Что для Вас эта музыка?
     – Я продолжаю то, чем занимался мой отец. Он на протяжении 45 лет во время гастролей в сотнях городов СССР и разных странах пропагандировал осетинскую музыку. Так, на далекой Кубе звучала музыка Д. Хаханова, в Чехии – И. Габараева, в Болгарии – Х. Плиева. Отец видел и знал ее несомненные достоинства. Сегодня я продолжаю эту линию. Все, что ни делаю, делаю искренне. Меня невозможно заставить сказать хорошее о плохой музыке. Я либо не скажу ничего, либо обойдусь биографическими данными композитора.

     – Чем Вы гордитесь?
     – Горжусь своими корнями. Правом назвать себя профессионалом. Еще тем, что не делаю людям подлости, хотя по-разному складываются отношения.

     – На Вашу вторую профессию – тележурналиста – оказал какое-то влияние сценический опыт?
     – Конечно, оказал. Я совершенно не боюсь камер. Легко общаюсь с людьми. Мне не нужно накануне передачи мучительно придумывать вопросы любому из собеседников. Со мной нравится работать операторам, потому что снимаем практически без дублей.

     – О чем Вы мечтаете? Есть нечто такое, что бы Вы очень хотели сделать, но еще не сделали?
     – Да. Я бы очень хотела расширить регион музыковедческой и журналистской деятельности. Гастроли в Кисловодске, Ставрополе, Волгограде – это пропаганда осетинского искусства и творчества музыкантов, которые работают в Осетии. А съемки на кинофестивалях «Кинотавр» и «Кинотаврик» – вполне серьезная заявка об осетинской телекомпании «Ир».

– Дай-то Бог, чтобы все Ваши мечты сбывались и чтобы Вы не переставали радовать нас своим творчеством.
 С Робертино Лоретти, голосом которого был очарован весь Советский Союз.
 С народной артисткой СССР, главным режиссером театра «Современник» Галиной Волчек.
 С известным кинорежиссером Павлом Лунгиным.

В живописном Куртатинском ущелье Северной Осетии. 
 





 

 

Фото недели

 
Народ выбирает достойных!
Сергей БАГАПШ - вновь
Президент Абхазии.

Самое читаемое

 

 

Сослан Кокоев. УАЦАМОНГА. Честь осетина или приватные беседы с Джабеличем - Э.Дж.Кокойты (24-30.11.2009)

  1. Альберт Джуссоев считает, что Осетию надо спасать от преступной власти Кокойты (03.06.2009)
  2. Ибрагим ИБРАГИМОВ: «Я уехал из Южной Осетии, опасаясь за свою жизнь» (14.07.2009)
  3. Координационный Совет Южной Осетии призвал народ к консолидации без Кокойты  (03.08.2009)
  4. Письмо генералу: "Вы спасли наших детей. Великое вам спасибо!" (07.08.2009)
  5. Артур ТАЙМАЗОВ: «Чтобы оправдать ожидания, придется стать трехкратным олимпийским чемпионом» (20.07.2009)

Ноябрь

  1. В Квайсе вопреки заявлениям властей кардинальных сдвигов не наблюдается (01.11.2009)
  2. На закате: период правления Кокойты в Южной Осетии подходит к концу (23.11.2009)
  3. Бронза, прославившая Осетию (12.11.2009)
  4. Как Буш полюбил Южную Осетию (10.11.2009)
  5. Альберт ДЖУССОЕВ: «Вопрос о власти - это вопрос о спасении Южной Осетии» (20.11.2009)
  6. Фатима МАРГИЕВА: «Южной Осетии мое содержание в тюрьме обойдется дороже» (17.11.2009)
  7. Сослан КОКОЕВ: «УАЦАМОНГА. Честь осетина или приватные беседы с «Джабеличем» (Э.Дж.Кокойты)» - часть 1 (24.11.2009)
  8. Сослан КОКОЕВ: «УАЦАМОНГА Честь осетина или приватные беседы с «Джабеличем» (Э.Дж.Кокойты)» - часть 2 (25.11.2009)
  9. Сослан КОКОЕВ: «УАЦАМОНГА. Честь осетина или приватные беседы с «Джабеличем» (Э.Дж.Кокойты)» - часть 3 (26.11.2009)
  10. Сослан КОКОЕВ: «УАЦАМОНГА. Честь осетина или приватные беседы с «Джабеличем» (Э.Дж.Кокойты)» - часть 4 ( 27.11.2009)

 

Октябрь

  1. Словесный понос на сайтах Кокойты: анонимщики и плагиаторы по-другому не умеют (11.10.2009)
  2. Форум отправил Кокойты в глубокий нокаут (09.10.2009)
  3. Форум послал сигнал Кокойты: пора собирать чемоданы (09.10.2009)
  4. Кокойты пообещал ударить женщину, чтобы она заткнулась навсегда (01.10.2009)
  5. Все, как всегда: Баранкевич наступает, Кокойты отступает (12.10.2009)
  6. Митинг в Цхинвале показал: Кокойты теряет последнюю поддержку (07.10.2009)
  7. Погорельцы Цхинвала ищут правду в Москве (08.10.2009)
  8. Кокоевщине не должно быть места в Южной Осетии (18.10.2009)
  9. Кокойты требует стариков к ответу: власть в Южной Осетии продолжает свое нравственное падение (19.10.2009)
  10. Южная Осетия: нужна власть, которой люди поверят (11.10.2009)

 

Сентябрь 

  1.  Дзамболат ТЕДЕЕВ: «Главная цель - Олимпиада в Лондоне» (26.09.2009)
  2. На третий срок - под дулами автоматов (11.09.2009)
  3. Южная Осетия как филиал Озерска: за и против (04.09.2009)
  4. Суметь довести до абсурда (16.09.2009)
  5. Плохому танцору оппозиция мешает (17.09.2009)
  6. Вы - наша последняя надежда (15.09.2009)
  7. Осень власти: по Южной Осетии шагают протестные настроения (30.09.2009)
  8. Квайса: еще одно испытание землетрясением (21.09.2009)
  9. День независимости в Квайсе: праздник без праздника (20.09.2009)
  10. Семь восторженных мужчин: красота для каждого своя (09.09.2009)

 

Август

  1. Президент Южной Осетии Кокойты объявил войну (24.08.2009)
  2. Кокойты пошел на конфронтацию с Путиным? (19.08.2009)
  3. Альберт ДЖУССОЕВ: «Газопровод - фундамент возрождения, пора браться за большие дела» (13.08.2009)
  4. Кем станет Бровцев для Южной Осетии? (11.08.2009)
  5. Кокойты переплюнул Кадырова, как минимум, втрое (06.08.2009)
  6. Альберт ДЖУССОЕВ жителям Южной Осетии: «Эта трудовая победа - для вас!» (25.08.2009)
  7. Анатолий ЧЕХОЕВ: «Южной Осетии нужны новые люди, свежие идеи и натиск в строительных делах» (21.08.2009)
  8. Южная Осетия в ожидании перемен: требуются новые подходы и новые люди (04.08.2009)
  9. Россия защищала не Кокойты, Россия защищала осетин (12.08.2009)
  10. В отставку надо отправлять не правительство Южной Осетии, а самого Кокойты (04.08.2009)

 

Июль 

  1. Южная Осетия не дает Кикабидзе покоя, а «песня» о саперной лопатке по-прежнему звучит фальшиво (25.07.2009)
  2. Президент Южной Осетии: во всем виноват «Стройпрогресс» (23.07.2009)
  3. Юбилейный портрет осетинских писателей в Дарьяльском ущелье (07.07.2009)
  4. Кокойты против Джуссоева: объятия удава (14.07.2009)
  5. На строительстве газопровода в Кударском ущелье Южной Осетии - часть пятая (17.07.2009)
  6. Прокуратура и МВД Южной Осетии провели спецоперацию: в гостинице «Квайса» подсчитали инвентарь вплоть до веников (29.07.2009)
  7. Перед войной юбилей Коста Хетагурова отмечала вся страна, начиная со Сталина (21.07.2009)
  8. Король иллюзиона Эмиль Кио первое звание получил в родной Осетии (28.07.2009)
  9. Кривое зеркало: парламент Южной Осетии начал свою деятельность с отповеди оппозиции (25.07.2009)
  10. Кикабидзе мечтал поклоняться Путину, но тот обошелся без лицемерной лести (31.07.2009)

 

 Июнь

  1. Кадыров сказал Аушеву то, что стеснялись сказать другие (26.06.2009)
  2. Трава забвения или грустный юбилей романтика осетинской поэзии (09.06.2009)  
  3. Замужем за театром (20.06.2009)
  4. Должно ли шампанское быть поминальным? (22.06.2009)
  5. Осетинский генералитет Российской Империи (28.06.2009)
  6. Режим Кокойты перед войной продавал оружие Грузии? (02.06.2009)
  7. Россия - великая наша держава...(12.06.2009)
  8. Увидеть Квайсу в последний раз (16.06.2009)
  9. Эпоха погубленных судеб (02.06.2009)
  10. Он сердце не прятал за спины ребят (25.06.2009)

 

 Май

  1. «Если бы он умер - остался бы в истории, но он - живой...» (26.05.2009)
  2. Анатолий ЧЕХОЕВ: «Южная Осетия не должна превратиться в чемодан с оторванной ручкой» (28.05.2009)
  3. Марик ЛЕЙКИН: «Участковый - это шериф своего микрорайона» (14.05.2009)
  4. Писателю Юрию Полякову подарили бурку (04.05.2009)
  5. Руслан ДЗАРАСОВ: «Послевоенная ситуация для Южной Осетии во многом сложнее» (18.05.2009)
  6. Владикавказ - вчера, сегодня и завтра (06.05.2009)
  7. Парад Победы во Владикавказе (09.05.2009)
  8. «И выходит Марина Ядых в сотый раз, будто в первый, на сцену...» (13.05.2009)
  9. Вячеслав Гобозов: «Протестный электорат в Южной Осетии - огромный» (27.05.2009)
  10. Полковник Шанаев: герой - в бою, покоритель сердец - в быту (28.05.2009)

 

 Собрание имен

  1. Мурат ДЖИКАЕВ: «Образ Коста неразрывно связан с моим творчеством» 
  2. Анатолий ДЗАНТИЕВ: «Коста - это осетинский Пушкин»  
  3. Лицо театральной национальности - Казбек СУАНОВ
  4. Наталья КОЛОСОВА: «Дарите здоровье, счастье и улыбки!»
  5. Замужем за театром - Татьяна БЕСТАЕВА
  6. Музафер ДЗАСОХОВ: «Наш читатель не имеет столичной прописки»
  7. Лучезарное творчество Эльбруса САККАЕВА
  8. Тамерлан ГУРИЕВ: «Коста Хетагуров - социально значимая, грандиозная фигура»
  9. Орлиная гора Давида ТЕМИРЯЕВА
  10. Лев ОЗЕРОВ: «Точней созвучья не встречал на свете я! Они рифмуются: поэзия - Осетия»
  11. Валерий ТЕДЕЕВ: «Чтобы стать сильным и побеждать, нужно научиться достойно принимать поражения»
  12. Алан КАЛМАНОВ: «Живопись должна побуждать к размышлению»
  13. Солтан ДЗАРАСОВ: «Российская поддержка создала в Южной Осетии иждивенческую психологию»
  14. Крутые виражи Валерия АЛЕКСЕЕВА
  15. Казбек КАРГИНОВ: «Политика не должна мешать хозяйственной работе»
  16. Анатолий ДЗИВАЕВ: «Театр - это добровольная каторга»
  17. Людмила БЯЗРОВА: «Художественный музей - это показатель наличия зрелой национальной культуры»
  18. Жорж ГАСИНОВ: «Моя профессия - осетин»
  19. Земфира ЦАХИЛОВА: «Чувство успеха надо воспитывать с детства»
  20. Владимир СОСКИЕВ: «Мой Коста - В Санкт-Петербурге и во Владикавказе, а мой Пушкин - в Сурх-Дигоре»
Архив
<< Ноябрь 2024 >>
ВсПнВтСрЧтПтСб
     12
3456789
10111213141516
17181920
21
2223
24252627282930