«И выходит Марина Ядых в сотый раз, будто в первый, на сцену…»
13.05.2009
Народная артистка Северной Осетии, один из лучших музыковедов Северного Кавказа Марина Ядых тридцать лет назад впервые вышла на сцену. И покорила всех своей искренностью и открытостью в общении со зрителем. Любой концерт или театрализованное представление с ее участием – это маленький спектакль, в котором она играет очень важную роль. Именно поэтому благодарные слушатели не только дарят ей цветы, но и посвящают ей поэтические строки. Так, наверное, и должно быть, если перед нами настоящий артист, чувствующий сердцем каждый звук музыки и умеющий облекать в слова и боль, что порой скворчонком стучит в виске, и радость, которая может быть широка и безбрежна.
Визитная карточка
Дочь известного в России маэстро Павла Ядых, долгие годы бывшего главным дирижером Государственного симфонического оркестра Северной Осетии, народного артиста РФ, лауреата Государственной премии им. К. Хетагурова, Марина родилась в 1960 году в Кисловодске. Окончила музыкальную школу по классу фортепьяно, теоретическое отделение Орджоникидзевского училища искусств, факультет истории музыки Ереванской консерватории им. Комитаса. С 1979 года является лектором-музыковедом музыкального лектория и Государственного симфонического оркестра Северной Осетии. Член Союза композиторов и Союза журналистов, Марина Ядых вот уже в течение 12 лет ведет передачи на одной из первых во Владикавказе негосударственных телекомпаний – «Ир». И как лектор-музыковед и как журналист она активно пропагандирует достижения осетинского музыкального искусства.
Говорят, что незаменимых людей не бывает. На самом деле это не так или не совсем так. Если какой-либо концерт серьезной музыки ведет не Марина Ядых, владикавказская публика начинает в замешательстве переглядываться и перешептываться, дескать, все не то и не так. «Марина и рассказала бы лучше, проникновенней, интересней, и никогда не запнулась бы на фамилии композитора, пусть даже мало известного», – говорят они. И говорят, надо сказать, совершенно справедливо. Ведь Марину Ядых отличают и разносторонняя образованность, и хорошее знание того, что она хочет донести до слушателя. И рассказывает Марина ярко, интересно, образно и, как принято сегодня говорить, вкусно.
И все же главный секрет успеха заключается, должно быть, в том, что Марина любит дело, которому служит, не мыслит своей жизни без музыки, что делает наше бытие лучше, светлее, чище, не останавливается в своем развитии, что всегда позволяет быть на шаг впереди даже самого подготовленного слушателя.
Последнее выступление Марины на концерте в Волгограде, где в исполнении симфонического оркестра города-героя прозвучала симфония Ацамаза Макоева «Моя родина – Беслан», зрителей просто потрясло. Музыка еще не начинала звучать, а по щекам слушателей уже катились слезы. Марина рассказывала о Беслане, о детях, погибших по злой воле пособников сатаны. Ее голос звучал по-особенному, доставая до самого донышка души.
Сама же Марина по возвращении из Волгограда подготовила телепередачу об этом концерте, а поэтесса Таисия Григорьева, посмотрев ее, написала свое посвящение неподражаемой ведущей. В нем есть такие строки:
Визитная карточка
Дочь известного в России маэстро Павла Ядых, долгие годы бывшего главным дирижером Государственного симфонического оркестра Северной Осетии, народного артиста РФ, лауреата Государственной премии им. К. Хетагурова, Марина родилась в 1960 году в Кисловодске. Окончила музыкальную школу по классу фортепьяно, теоретическое отделение Орджоникидзевского училища искусств, факультет истории музыки Ереванской консерватории им. Комитаса. С 1979 года является лектором-музыковедом музыкального лектория и Государственного симфонического оркестра Северной Осетии. Член Союза композиторов и Союза журналистов, Марина Ядых вот уже в течение 12 лет ведет передачи на одной из первых во Владикавказе негосударственных телекомпаний – «Ир». И как лектор-музыковед и как журналист она активно пропагандирует достижения осетинского музыкального искусства.
Говорят, что незаменимых людей не бывает. На самом деле это не так или не совсем так. Если какой-либо концерт серьезной музыки ведет не Марина Ядых, владикавказская публика начинает в замешательстве переглядываться и перешептываться, дескать, все не то и не так. «Марина и рассказала бы лучше, проникновенней, интересней, и никогда не запнулась бы на фамилии композитора, пусть даже мало известного», – говорят они. И говорят, надо сказать, совершенно справедливо. Ведь Марину Ядых отличают и разносторонняя образованность, и хорошее знание того, что она хочет донести до слушателя. И рассказывает Марина ярко, интересно, образно и, как принято сегодня говорить, вкусно.
И все же главный секрет успеха заключается, должно быть, в том, что Марина любит дело, которому служит, не мыслит своей жизни без музыки, что делает наше бытие лучше, светлее, чище, не останавливается в своем развитии, что всегда позволяет быть на шаг впереди даже самого подготовленного слушателя.
Последнее выступление Марины на концерте в Волгограде, где в исполнении симфонического оркестра города-героя прозвучала симфония Ацамаза Макоева «Моя родина – Беслан», зрителей просто потрясло. Музыка еще не начинала звучать, а по щекам слушателей уже катились слезы. Марина рассказывала о Беслане, о детях, погибших по злой воле пособников сатаны. Ее голос звучал по-особенному, доставая до самого донышка души.
Сама же Марина по возвращении из Волгограда подготовила телепередачу об этом концерте, а поэтесса Таисия Григорьева, посмотрев ее, написала свое посвящение неподражаемой ведущей. В нем есть такие строки:
Зал шумел и затих.
Испугался, наверно, замены.
Но выходит Марина Ядых
В сотый раз, будто в первый, на сцену.
Ей глаза застилает туман.
Дети были там, словно в Освенциме.
Как же ей рассказать про Беслан,
Чтобы люди восприняли сердцем?
Чуть дрожат от волнения руки,
И невольно блеснула слеза.
Как же ей передать эти муки,
Как о горе людском рассказать?..
С разговора о недавнем концерте в Волгограде и началась беседа корреспондента сайта «Осетия-Квайса» Ольги Резник с Мариной Ядых.
Испугался, наверно, замены.
Но выходит Марина Ядых
В сотый раз, будто в первый, на сцену.
Ей глаза застилает туман.
Дети были там, словно в Освенциме.
Как же ей рассказать про Беслан,
Чтобы люди восприняли сердцем?
Чуть дрожат от волнения руки,
И невольно блеснула слеза.
Как же ей передать эти муки,
Как о горе людском рассказать?..
С разговора о недавнем концерте в Волгограде и началась беседа корреспондента сайта «Осетия-Квайса» Ольги Резник с Мариной Ядых.
– Тот концерт в Волгограде был для Вас особенным?
– Он был особенным для всех – для каждого артиста академического оркестра (все исполнители, а их более 100 человек, сквозь сердце пропустили музыку Ацамаза Макоева), для маэстро Валерия Хлебникова, который показал высокое дирижерское искусство в управлении оркестром и прочтении сложной партитуры, для публики, которая, слушая музыку, заново переживала трагедию в Беслане.
– А Вы помните свой самый первый концерт?
– Конечно, помню. Это было выступление музыкального лектория в средней школе № 7 Владикавказа. Я, безусловно, волновалась. Я и сейчас волнуюсь перед любым концертом, хотя, когда говорю об этом, мне почему-то не верят. А тогда… В концертную программу были включены фрагменты из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Царская невеста». Солировала блистательная Мария Котолиева. Она меня сильно подбадривала.
А перед концертом папа увидел у меня в руках бумажку, куда я записала все-все, дабы ничего не забыть. Он у меня ее отобрал, сказав при этом, что все нужно держать в голове. Я рыдала, но вышла на сцену без подстраховки. Так до сих пор и обхожусь без бумажек.
А тот концерт прошел успешно, несмотря на то, что старшеклассники – самая сложная аудитория. Но мне с первого концерта удалось привлечь их внимание.
– Вы опередили мой вопрос: с какой аудиторией легче работать – с детской или взрослой?
– Легче, конечно, со взрослыми. С ними разговор идет на равных. Тем более, что у нас, во Владикавказе, подготовленные слушатели. Кое-кто приходил в зал филармонии, когда меня еще не было на свете. У нас вообще образованная публика, чувствующая любое не настоящее в любом виде искусства. Может одарить не аплодисментами, а жидкими хлопками даже знаменитость, если та не выкладывается на все сто. Я была тому свидетелем. Аплодисменты из вежливости очень сильно отличаются от аплодисментов благодарности и восторга.
– Вы выросли в творческой семье и, о чем Вы неоднократно говорили, не представляли своей жизни без музыки. Но почему выбрали стезю музыковеда, а, скажем, не пианистки?
– Не хватило усидчивости. Чтобы быть хорошим пианистом (а плохим я быть не хотела), нужно по семь часов в день сидеть за роялем и не видеть ничего вокруг. Это своего рода жертва… Быть посредственностью мне не хотелось никогда. Этого боялся и мой папа. Поэтому он вместе с моим педагогом Мирой Владимировной Варандт (светлая ей память) сориентировали меня на музыковедение. За что я им очень благодарна, потому что это оказалось мое.
– Часто можно услышать о вашей значимой роли в пропаганде музыки осетинских композиторов. Что для Вас эта музыка?
– Я продолжаю то, чем занимался мой отец. Он на протяжении 45 лет во время гастролей в сотнях городов СССР и разных странах пропагандировал осетинскую музыку. Так, на далекой Кубе звучала музыка Д. Хаханова, в Чехии – И. Габараева, в Болгарии – Х. Плиева. Отец видел и знал ее несомненные достоинства. Сегодня я продолжаю эту линию. Все, что ни делаю, делаю искренне. Меня невозможно заставить сказать хорошее о плохой музыке. Я либо не скажу ничего, либо обойдусь биографическими данными композитора.
– Чем Вы гордитесь?
– Горжусь своими корнями. Правом назвать себя профессионалом. Еще тем, что не делаю людям подлости, хотя по-разному складываются отношения.
– На Вашу вторую профессию – тележурналиста – оказал какое-то влияние сценический опыт?
– Конечно, оказал. Я совершенно не боюсь камер. Легко общаюсь с людьми. Мне не нужно накануне передачи мучительно придумывать вопросы любому из собеседников. Со мной нравится работать операторам, потому что снимаем практически без дублей.
– О чем Вы мечтаете? Есть нечто такое, что бы Вы очень хотели сделать, но еще не сделали?
– Да. Я бы очень хотела расширить регион музыковедческой и журналистской деятельности. Гастроли в Кисловодске, Ставрополе, Волгограде – это пропаганда осетинского искусства и творчества музыкантов, которые работают в Осетии. А съемки на кинофестивалях «Кинотавр» и «Кинотаврик» – вполне серьезная заявка об осетинской телекомпании «Ир».
– Дай-то Бог, чтобы все Ваши мечты сбывались и чтобы Вы не переставали радовать нас своим творчеством.
С Робертино Лоретти, голосом которого был очарован весь Советский Союз.
С народной артисткой СССР, главным режиссером театра «Современник» Галиной Волчек.
С известным кинорежиссером Павлом Лунгиным.
В живописном Куртатинском ущелье Северной Осетии.
Читайте также:
Фото недели
Народ выбирает достойных!
Сергей БАГАПШ - вновь
Президент Абхазии.
Самое читаемое
- Альберт Джуссоев считает, что Осетию надо спасать от преступной власти Кокойты (03.06.2009)
- Ибрагим ИБРАГИМОВ: «Я уехал из Южной Осетии, опасаясь за свою жизнь» (14.07.2009)
- Координационный Совет Южной Осетии призвал народ к консолидации без Кокойты (03.08.2009)
- Письмо генералу: "Вы спасли наших детей. Великое вам спасибо!" (07.08.2009)
- Артур ТАЙМАЗОВ: «Чтобы оправдать ожидания, придется стать трехкратным олимпийским чемпионом» (20.07.2009)
Ноябрь
- В Квайсе вопреки заявлениям властей кардинальных сдвигов не наблюдается (01.11.2009)
- На закате: период правления Кокойты в Южной Осетии подходит к концу (23.11.2009)
- Бронза, прославившая Осетию (12.11.2009)
- Как Буш полюбил Южную Осетию (10.11.2009)
- Альберт ДЖУССОЕВ: «Вопрос о власти - это вопрос о спасении Южной Осетии» (20.11.2009)
- Фатима МАРГИЕВА: «Южной Осетии мое содержание в тюрьме обойдется дороже» (17.11.2009)
- Сослан КОКОЕВ: «УАЦАМОНГА. Честь осетина или приватные беседы с «Джабеличем» (Э.Дж.Кокойты)» - часть 1 (24.11.2009)
- Сослан КОКОЕВ: «УАЦАМОНГА Честь осетина или приватные беседы с «Джабеличем» (Э.Дж.Кокойты)» - часть 2 (25.11.2009)
- Сослан КОКОЕВ: «УАЦАМОНГА. Честь осетина или приватные беседы с «Джабеличем» (Э.Дж.Кокойты)» - часть 3 (26.11.2009)
- Сослан КОКОЕВ: «УАЦАМОНГА. Честь осетина или приватные беседы с «Джабеличем» (Э.Дж.Кокойты)» - часть 4 ( 27.11.2009)
Октябрь
- Словесный понос на сайтах Кокойты: анонимщики и плагиаторы по-другому не умеют (11.10.2009)
- Форум отправил Кокойты в глубокий нокаут (09.10.2009)
- Форум послал сигнал Кокойты: пора собирать чемоданы (09.10.2009)
- Кокойты пообещал ударить женщину, чтобы она заткнулась навсегда (01.10.2009)
- Все, как всегда: Баранкевич наступает, Кокойты отступает (12.10.2009)
- Митинг в Цхинвале показал: Кокойты теряет последнюю поддержку (07.10.2009)
- Погорельцы Цхинвала ищут правду в Москве (08.10.2009)
- Кокоевщине не должно быть места в Южной Осетии (18.10.2009)
- Кокойты требует стариков к ответу: власть в Южной Осетии продолжает свое нравственное падение (19.10.2009)
- Южная Осетия: нужна власть, которой люди поверят (11.10.2009)
Сентябрь
- Дзамболат ТЕДЕЕВ: «Главная цель - Олимпиада в Лондоне» (26.09.2009)
- На третий срок - под дулами автоматов (11.09.2009)
- Южная Осетия как филиал Озерска: за и против (04.09.2009)
- Суметь довести до абсурда (16.09.2009)
- Плохому танцору оппозиция мешает (17.09.2009)
- Вы - наша последняя надежда (15.09.2009)
- Осень власти: по Южной Осетии шагают протестные настроения (30.09.2009)
- Квайса: еще одно испытание землетрясением (21.09.2009)
- День независимости в Квайсе: праздник без праздника (20.09.2009)
- Семь восторженных мужчин: красота для каждого своя (09.09.2009)
Август
- Президент Южной Осетии Кокойты объявил войну (24.08.2009)
- Кокойты пошел на конфронтацию с Путиным? (19.08.2009)
- Альберт ДЖУССОЕВ: «Газопровод - фундамент возрождения, пора браться за большие дела» (13.08.2009)
- Кем станет Бровцев для Южной Осетии? (11.08.2009)
- Кокойты переплюнул Кадырова, как минимум, втрое (06.08.2009)
- Альберт ДЖУССОЕВ жителям Южной Осетии: «Эта трудовая победа - для вас!» (25.08.2009)
- Анатолий ЧЕХОЕВ: «Южной Осетии нужны новые люди, свежие идеи и натиск в строительных делах» (21.08.2009)
- Южная Осетия в ожидании перемен: требуются новые подходы и новые люди (04.08.2009)
- Россия защищала не Кокойты, Россия защищала осетин (12.08.2009)
- В отставку надо отправлять не правительство Южной Осетии, а самого Кокойты (04.08.2009)
Июль
- Южная Осетия не дает Кикабидзе покоя, а «песня» о саперной лопатке по-прежнему звучит фальшиво (25.07.2009)
- Президент Южной Осетии: во всем виноват «Стройпрогресс» (23.07.2009)
- Юбилейный портрет осетинских писателей в Дарьяльском ущелье (07.07.2009)
- Кокойты против Джуссоева: объятия удава (14.07.2009)
- На строительстве газопровода в Кударском ущелье Южной Осетии - часть пятая (17.07.2009)
- Прокуратура и МВД Южной Осетии провели спецоперацию: в гостинице «Квайса» подсчитали инвентарь вплоть до веников (29.07.2009)
- Перед войной юбилей Коста Хетагурова отмечала вся страна, начиная со Сталина (21.07.2009)
- Король иллюзиона Эмиль Кио первое звание получил в родной Осетии (28.07.2009)
- Кривое зеркало: парламент Южной Осетии начал свою деятельность с отповеди оппозиции (25.07.2009)
- Кикабидзе мечтал поклоняться Путину, но тот обошелся без лицемерной лести (31.07.2009)
Июнь
- Кадыров сказал Аушеву то, что стеснялись сказать другие (26.06.2009)
- Трава забвения или грустный юбилей романтика осетинской поэзии (09.06.2009)
- Замужем за театром (20.06.2009)
- Должно ли шампанское быть поминальным? (22.06.2009)
- Осетинский генералитет Российской Империи (28.06.2009)
- Режим Кокойты перед войной продавал оружие Грузии? (02.06.2009)
- Россия - великая наша держава...(12.06.2009)
- Увидеть Квайсу в последний раз (16.06.2009)
- Эпоха погубленных судеб (02.06.2009)
- Он сердце не прятал за спины ребят (25.06.2009)
Май
- «Если бы он умер - остался бы в истории, но он - живой...» (26.05.2009)
- Анатолий ЧЕХОЕВ: «Южная Осетия не должна превратиться в чемодан с оторванной ручкой» (28.05.2009)
- Марик ЛЕЙКИН: «Участковый - это шериф своего микрорайона» (14.05.2009)
- Писателю Юрию Полякову подарили бурку (04.05.2009)
- Руслан ДЗАРАСОВ: «Послевоенная ситуация для Южной Осетии во многом сложнее» (18.05.2009)
- Владикавказ - вчера, сегодня и завтра (06.05.2009)
- Парад Победы во Владикавказе (09.05.2009)
- «И выходит Марина Ядых в сотый раз, будто в первый, на сцену...» (13.05.2009)
- Вячеслав Гобозов: «Протестный электорат в Южной Осетии - огромный» (27.05.2009)
- Полковник Шанаев: герой - в бою, покоритель сердец - в быту (28.05.2009)
Собрание имен
- Мурат ДЖИКАЕВ: «Образ Коста неразрывно связан с моим творчеством»
- Анатолий ДЗАНТИЕВ: «Коста - это осетинский Пушкин»
- Лицо театральной национальности - Казбек СУАНОВ
- Наталья КОЛОСОВА: «Дарите здоровье, счастье и улыбки!»
- Замужем за театром - Татьяна БЕСТАЕВА
- Музафер ДЗАСОХОВ: «Наш читатель не имеет столичной прописки»
- Лучезарное творчество Эльбруса САККАЕВА
- Тамерлан ГУРИЕВ: «Коста Хетагуров - социально значимая, грандиозная фигура»
- Орлиная гора Давида ТЕМИРЯЕВА
- Лев ОЗЕРОВ: «Точней созвучья не встречал на свете я! Они рифмуются: поэзия - Осетия»
- Валерий ТЕДЕЕВ: «Чтобы стать сильным и побеждать, нужно научиться достойно принимать поражения»
- Алан КАЛМАНОВ: «Живопись должна побуждать к размышлению»
- Солтан ДЗАРАСОВ: «Российская поддержка создала в Южной Осетии иждивенческую психологию»
- Крутые виражи Валерия АЛЕКСЕЕВА
- Казбек КАРГИНОВ: «Политика не должна мешать хозяйственной работе»
- Анатолий ДЗИВАЕВ: «Театр - это добровольная каторга»
- Людмила БЯЗРОВА: «Художественный музей - это показатель наличия зрелой национальной культуры»
- Жорж ГАСИНОВ: «Моя профессия - осетин»
- Земфира ЦАХИЛОВА: «Чувство успеха надо воспитывать с детства»
- Владимир СОСКИЕВ: «Мой Коста - В Санкт-Петербурге и во Владикавказе, а мой Пушкин - в Сурх-Дигоре»