Анатолий ЧЕХОЕВ,
Координационный Совет
общественных и политических организаций Южной Осетии
Только что завершившиеся президентские выборы в Абхазии вызвали большой интерес на постсоветском пространстве и во всем мире. Естественно, с пристальным вниманием за ними следили и мы. Хотя бы потому, что Южная Осетия и Абхазия стартовали в одном фарватере на пути к строительству своего независимого государства. И то, как складываются общественные и политические процессы у одних, немедленно проецируется на других. Именно поэтому президентские выборы в Абхазии дали ответ на ряд вопросов и предоставили интересный аналитический материал для некоторых выводов.
Начнем с того, что все выборы надо рассматривать задолго до самого дня голосования. Как работал действующий президент? Какая обстановка была в республике? Как себя чувствовала оппозиция? Эти и другие вопросы входят в так называемую обязательную программу при оценке общественно-политической ситуации. Должен заметить, что Абхазия в плане соблюдения демократических процедур показала себя в самом выгодном свете.
Характерный момент: все те политики России, кто приезжал в Абхазию, обязательно имели возможность встретиться с оппозицией. Больше того, Багапш сам обеспечил встречу оппозиции с премьер министром России В.Путиным. Такой подход очень важен для мира и согласия в обществе.
Теперь по самим выборам. Во-первых, явка составила 73 процента. Это реальные цифры. Они совсем не такие, какие бывают у нас в Южной Осетии, когда зарегистрированным бывает одно количество избирателей, а потом оказывается, что число поданных голосов в полтора раза, а то и больше, превышает эти данные.
Второе. Багапш получил на выборах около 60% голосов. И каждый из оппозиционных ему кандидатов получил серьезные голоса. То есть это была не опереточная, не бутафорская оппозиция, какая была у нас, когда избирался президент Южной Осетии. В Абхазии были реальные выборы.
Обратите внимание: никто из оппозиции не пожаловался, что ему дали меньше времени в СМИ. Сам Багапш значительно меньше уделял внимание рекламе, не без оснований полагая, что его реклама - это сделанные дела. А для оппозиции никаких препятствий для агитационной работы не было. Прямой эфир - пожалуйста... Понятно, Багапш, наверное, и свою силу тоже чувствовал. Когда человек знает, что он сделал немало, то всегда ожидает, что народ обязательно откликнется. Что в итоге и произошло.
Вчера вечером я позвонил Сергею Васильевичу, с которым давно знаком, и поздравил его с победой. Он мне сказал: «Ты знаешь, вторые выборы сложнее, чем первые. Потому что на вторых выборах я не только с программой должен выступать, но и с отчетом о сделанном. И эти 60% мне очень дороги. Я получил подтверждение того, что действую правильно и уверен, что независимое государство Абхазия и дальше будет обязательно строиться».
Более того, Багапш в нашем разговоре подтвердил, что он опять готов привлечь людей из оппозиции на определенные участки для совместной работы. Как он сам подчеркнул, абхазов слишком мало, чтобы можно было позволить кем-то разбрасываться. Это хорошая мысль. Мысль действительно умудренного жизнью президента. Он видит в оппозиции тех, кого он просто уважает.
Раздаются, правда, голоса, мол, Багапш получил больше голосов в Москве и Карачаево-Черкесии. Но даже если их все приплюсовать Хаджимбе, то Багапш все равно победил бы в первом туре. В отличие от Южной Осетии у наших друзей абсолютное большинство проголосовало именно в Абхазии. У нас все было и на президентских, и на парламентских выборах по-другому.
Хочу еще раз акцентировать внимание на взаимоотношении президента Абхазии с обществом. Самое главное состоит в том, что он оппозицию воспринимает, как должное. Да, есть другие мнения. Но он готов со всеми вступать в диалог, готов дискутировать, готов убеждать. Если оппоненты что-то аргументировано докажут, президент готов принять их точку зрения. Багапш просто мудрый человек. Эта мудрость позволяет ему избегать непреодолимых распрей и угрожающего противостояния, нацеливает всех - от старейшин до молодежи - объединить свои силы на благо Абхазии. Вот совершенно другой подход. А у нас: если появился потенциальный кандидат в президенты, то он уже враг народа.
Скажу так: белой завистью завидую абхазам, что у них есть такое достойное руководство, что они не ошиблись в нем. Президент Абхазии взятые на себя обязательства выполнил. Вот народ и сказал ему снова «да».