Игорь ДЗАНТИЕВ,
главный редактор сайта «Осетия-Квайса»
Сегодня во втором городе Южной Осетии Квайсе произошло важное событие. Нет-нет, никто из пострадавших в результате разрушительного землетрясения не обрел чудодейственным способом крыши над головой. И никто не услышал от должностных лиц обнадеживающих новостей и слов поддержки. Активность власти была иного рода - покарать виновных в покушении на свою непогрешимость. Виновные - это Совет старейшин Квайсы и Кударского ущелья, которые посмели обратиться к Президенту России Д.Медведеву и Председателю Правительства РФ В.Путину с просьбой о помощи (см. материал «Вы наша последняя надежда» от 15 сентября 2009 г.). Обратиться как граждане России к своему президенту и к своему премьеру.
Этим днем к каждому из членов Совета старейшин пожаловали гонцы: секретарь мэра Квайсы Зарета Хугаева и работник лесопилки (!) Ципка Багаев. Их разговор со стариками был кратким и повелительным: завтра, 20 октября, члены Совета старейшин должны выехать в Цхинвал. На вопрос, что такого экстренного случилось, им отвечали путано: то ли их вызывает Кокойты, то ли они должны явиться в парламент. Ясно было только одно - тема, так беспокоящая начальничков в Цхинвале. То самое обращение Медведеву и Путину, в котором старейшины рассказывали о бедственном положении жителей Квайсы, о бездействии властей после землетрясения и о том, что Кокойты даже не удосужился к тому времени приехать на место трагедии и выразить людям свое сочувствие.
Выполняя волю своего теряющего почву под ногами патрона, мэр Квайсы Инал Остаев посчитал ниже своего достоинства общение со стариками и послал к ним низшее звено, которое даже не могло толком ничего разъяснить, но верно передавало тональность их пославшего - «должны». Невдомек, наверное, мэру, что никто из заслуженных ветеранов никому и ничего не должен. Он, наверное, перепутал их с самим собой, обязанным Кокойты за то, что тот вытащил его из небытия. Вот и лижет. Составляет списки. Ищет в противовес Совету старейшин кандидатов из числа возрастных квайсинцев, которые принесли бы присягу на верность действующему президенту. Азефы, конечно, всегда найдутся, но это не снимет реальных проблем.
А они кричащие, хотя и везет невероятно с погодой - только работай! Но восстановительные работы идут ни шатко, ни валко. Не хватает профессионалов-строителей, не хватает техники, не хватает масштабности. И даже при столь благоприятных погодных условиях никогда и ни при каких обстоятельствах не будет выполнено обещание Кокойты, что 140 семей получат свое жилье до декабря. Это он соизволил заявить после того, как наконец-то заявился в Квайсу аж 24 сентября - при том, что землетрясение произошло в ночь с 7 на 8 сентября. Чтобы кардинально изменить ситуацию, нужна системная работа и мощные силы строителей, способных обеспечить качественный рывок.
Но для этого нужно вкалывать, причем, вкалывать умеючи. А Кокойты устраивает примитивные разборки. Он уже пытался осуществить их 1 октября, когда, появившись в Квайсе, решил «посмотреть в глаза» своевольным старейшинам. И тогда к ним посылали гонцов, включая милиционеров, чтобы те явились пред очи президента в местную администрацию. Ни один не явился. И правильно старики сделали. Не для того они прошли Великую Отечественную войну, горбатились в шахтах, учили в школах детей, чтобы ими помыкали так беззастенчиво и так грубо.
Чем заниматься преследованием стариков, лучше бы Кокойты расследовал, какая помощь была оказана жителям Квайсы, пострадавшим от землетрясения. Понятно, что этому великому деятелю современности недосуг заниматься такими мелочами. Но тогда это скажу я. Помимо неприспособленных к дождю и тем более к холодам палаток, обездоленных квайсинцев в течение одного дня накормили горячим обедом, привезли один раз консервы, из коих половина оказалась просроченной, и раздали по две (!) зажигалки. Надо полагать, чтобы в палатках было светлее. Да, еще завезли газовые баллоны. Не бесплатно. По 250 рублей за штуку, в то время как до землетрясения завозили по 150 рублей. Вот это называется помощь!
Такие факты не узнаются в зданиях администрации и на представительных совещаниях, они узнаются в общении с простыми людьми, которых Кокойты считает за быдло. Я бы все понял, если бы он, приехав в Квайсу пусть и через три недели после землетрясения, потратил бы сутки, но побывал у большинства жителей - в палатках ли, в сараях или в аварийном жилье. Сказал бы им: «Извините, дорогие мои сограждане, я виноват, что сразу не побывал у вас, но давайте забудем обиды и все вместе возьмемся за возрождение нашего города. Я со своей стороны сделаю все и даже больше возможного, чтобы помочь вам и финансами, и строителями, и своим вниманием». Вот тогда бы я сказал: «Молодец!».
Но для этого нужно мужество. И мудрость. А вот для разборок много ума не надо. Вместо этих слов Кокойты изрек: «Не думал, что в Южной Осетии могут быть старейшины-кляузники... Неужели они сами не стесняются своего возраста?».
Я уже писал о том, что Кокойты и все его приближенные в подметки никому из старейшин Квайсы ни по трудовым заслугам, ни по нравственным качествам не годятся. И сегодня это подтвердилось в еще большей мере. 80-летний Герсан Наниев имеет более чем полувековой рабочий стаж, из них свыше тридцати лет проработал учителем физики в школе. 84-летний Андрей Тедеев - ветеран Великой Отечественной войны. К ним и к их столь же возрастным и заслуженным товарищам являются гонцы и велят поутру на школьном автобусе явиться в Цхинвал. Если выяснится, что в этом постыдном деянии замешан и парламент, то грош и ему цена. Хотя после небывало позорных выборов удивляться трогательному единству власти не приходится.
Кокойты явно зарвался. О том, какие бесстыдные вещи он проделывает с уважаемыми людьми, какие высказывания себе позволяет, какие бесцеремонные и хамские действия считает вполне допустимыми, я рассказывал весь праздничный день, когда отмечались День республики и День города во Владикавказе. Рассказывал и высоким должностным лицам, и ветеранам войны и труда, и журналистам, и просто многочисленным знакомым. В свою очередь некоторые из титулованных поведали, что Кокойты просил их воздействовать на меня и предупредить, дабы заткнулся. Причем, не скрывая угроз. Но и они, должностные лица Северной Осетии, от услышанных подробностей ужаснулись. Как ужаснулись и многие члены Московской осетинской общины, которым ранее также пришлось открыть глаза на происходящее в Южной Осетии.
Маленький наполеончик заигрался во власть и ослеп в поисках врагов. Она, эта власть, его развратила. Она сделала неадекватными его поступки. И это крайне опасно для общества, для Осетии, для всей России.