Агунда ДАУРОВА,
ведущая рубрики «Доброе дело»
Каждому ребенку необходима родительская забота. В детском сердце, в силу обстоятельств оказавшемся одиноком, живет неутолимая мечта о материнской любви и ласке, об отцовской уверенности и поддержке. Одна из главных задач современного общества - помочь детям, оставшимся без попечения родителей, обрести семью. В Северной Осетии на базе детского дома «Хуры тын» («Солнечный луч») создана Школа приемных родителей, где желающие усыновить или взять под опеку ребенка могут получить полноценную психологическую, юридическую и медицинскую подготовку и поддержку.
О том, как Школа приемных родителей помогает справляться с непростыми задачами и дает больше шансов создать новую семью сайту «Осетия-Квайса» рассказал директор детского дома «Хуры тын» Феликс ТМЕНОВ.
- Как создавалась Школа приемных родителей?
- Через Интернет я нашел фонд «Семья», благодаря которому уже около 10 лет в России функционирует Школа приемных родителей, которая постоянно расширяется. Так, если мы формируем группы по 5-6 человек, то там обучаются по 30-40. Я связался с руководством фонда, но поначалу мое предложение организовать такую школу у нас, в Осетии, провести семинары для сотрудников детских домов республики, специалистов органов опеки и попечительства, было встречено без особого энтузиазма.
Тем не менее, постепенно удалось изменить скептическое отношение к нашим намерениям и наладить сотрудничество. И чуть больше года назад благодаря фонду «Семья» у нас была создана Школа приемных родителей. В этом нас поддержало ЮНИСЕФ, а затем очень серьезную поддержку мы получили от министерства образования и науки Северной Осетии. И если в прошлом году мы действовали только в рамках проекта ЮНИСЕФ, то сегодня мы уже работаем на государственной основе.
- В чем главная задача Школы приемных родителей?
- Исключить на 100% случаи возвращения взятых на воспитание детей. Дело в том, что как только ребенок делает что-то не так - тут же возникает мысль, будто заработали гены непутевых биологических родителей. И единственным выходом из создавшегося положения семья видит в возврате ребенка обратно. А он просто не может сразу поверить в то, что действительно любим. Он подсознательно проверяет - так ли это на самом деле? Если вести себя плохо, от него откажутся или нет? Школа приемных родителей объясняет все эти вопросы. Мы готовим родителей к приему ребенка. И когда начнется процесс адаптации, в семье будут знать, как регулировать поведение ребенка. Как справиться со всеми проблемами в этот период. И возвратов становится меньше, гораздо меньше.
- Официальная статистика неумолимо свидетельствует о том, что сегодня каждый десятый усыновленный ребенок возвращается в детский дом.
- Да, это так. Но до того, как в России заработала Школа приемных родителей, общероссийская статистика выдавала гораздо менее благоприятные цифры.
- А как обстоят дела в Осетии?
- У нас также число случаи возвращения взятых в семью детей существенно уменьшились. На сегодня это - 5%.
- Почему именно эта проблема признается наиболее важной?
- Потому что наносит ребенку непоправимую психологическую травму. Он начинает чувствовать себя ущербным, замыкается. Не понимая, по какой причине его возвращают в детский дом, ребенок приходит к выводу, что он какой-то не такой, как все. И помочь такому ребенку восстановиться очень нелегко. Поэтому наша главная задача - помочь родителям, а значит и детям, решить все самые сложные проблемы, возникающие в процессе создания семьи.
- Министерство образования и науки республики официально открыло в детском доме Школу приемных родителей?
- Несмотря на всеобщий кризис, когда кругом происходит сокращение сотрудников, министерство ввело четыре штатные единицы психолога и социальных педагогов, которые работают именно в Школе приемных родителей.
- Школе приемных родителей в Осетии чуть больше года. Каковы первые результаты?
- Отрицательных, слава Богу, нет. За этот период передано в семьи 19 детей. Это десятая часть от количества сирот в республике! Готовимся передать в семью еще четверых. А шестеро детей из нашего детского дома вернулись в свои биологические семьи.
- Значит, вы работает не только с приемными, но и с биологическими родителями?
- На протяжении полутора лет мы интенсивно работали в этом направлении, теперь сопровождаем все воссоединившиеся семьи и пока что видим только положительную динамику. Еще один положительный момент: мы наблюдаем, как некоторые семьи во время занятий в нашей Школе отказываются от мысли взять ребенка в семью.
-То есть, благодаря вам, поняв, что пока еще не готовы к приему ребенка или не смогут на данном этапе справиться с предстоящими трудностями, они меняют свое решение?
- Верно. И это очень важно. По сути это - потенциальные возвраты! И, честно говоря, открывая школу, именно это мы не предусмотрели. Можете представить, как мы рады!? Ведь нам удалось предотвратить развитие событий по худшему сценарию. Гордиться нам, наверное, еще рано, но повод для оптимизма и продолжения начатой работы с еще большей настойчивостью у нас есть.
- Кто может обраться в Школу приемных родителей?
- Школа у нас абсолютно бесплатная, к нам может обратиться любая семья, любой человек, будь это одинокая мама, либо одинокий отец - это абсолютно не имеет значения. Закон каждому позволяет принять ребенка в семью, лишь бы, как говорится, «человек был хороший» и детей любил. У нас каждого встретят радушно. Дадут рекомендации, ответят на все возникшие вопросы, помогут разобраться в себе и своих реальных возможностях.
- А если семья не только не откажется от идеи принять ребенка, а, напротив, возьмет сразу троих детей?
- Вы знаете, бывает и такое! Всякое случается. К нам, например, приходили с намерением взять детей от 0 до 3 лет, уходили с 12-13 летними. Мы сопровождаем их, и особых проблем у них нет. Они счастливы.
- Кто-то не может или пока не готов принять ребенка в семью, но хочет пригласить его в гости, подарить ребенку праздник - это возможно?
- Один из моментов в школе приемных родителей - это гостевой режим. То есть человек может прийти с разрешением органов опеки и попечительства и взять ребенка в гости. Например, на субботу и воскресенье. Даже два дня, проведенные в семье, в плане социальной адаптации для ребенка имеют огромное значение. Почувствовать какую-то ответственность, сходить по поручению старших в магазин, купить хлеба или молока - для детей это очень важно. И у семьи для того, чтобы сводить ребенка в кино, в зоопарк, просто погулять с ним в парке, гораздо больше возможностей.
- Не травмируем ли мы ребенка при этом?
- Нет. Если правильно подойти к этому вопросу, то никакой психологической травмы мы ребенку не нанесем. Если он будет знать, что просто идет в гости на выходные дни, он будет ждать этих выходных дней. И будет с понедельника по пятницу хорошо себя вести, хорошо учиться, только чтобы в субботу и воскресенье погостить у своих новых друзей.
- Наверняка и в семье будут ждать юного гостя с радостью!
- Безусловно! Многие считают, что в детском доме все дети озлоблены. Что они, кроме себя, никого не любят. На самом деле, наблюдая за нашими воспитанниками, можно сказать, что добрее и порядочнее детей сложно даже себе и представить. Не в каждой семье и не каждый домашний ребенок может быть таким воспитанным, трудолюбивым, опрятным и аккуратным.
У нас дети на самом деле замечательные. Я их очень люблю. И в принципе, все в нашем детском доме пытаются дать им то тепло и ту ласку, которых они, надеюсь, временно, лишены.