Прощание с молодостью и задором
11.06.2009

 

Игорь ДЗАНТИЕВ

Недавно незамеченной прошмыгнула круглая дата: 80 лет назад было принято решение об издании в Северной Осетии газеты «Æрыгон большевик». С 1952 года она стала называться «Молодой коммунист». Говорят, что затем, в новые времена, газета именовалась и продолжает именоваться «Словом». И все же – это фантасмагория. Потому что той газеты боевой, задорной, веселой, какая издавалась в Советском Союзе, – больше нет. Есть только жалкая пародия на труд предшествующих поколений молодых репортеров.

Школу «Молодого коммуниста» прошли десятки талантливых журналистов, ставших впоследствии мастерами пера, внесшими значительный вклад в развитие публицистики Осетии. Неистощимые на выдумку, они делали газету, которая всегда была интересна читателям. При идеологических строгостях советского строя, это было непросто. Ведь надо было умудряться сочетать спущенную сверху «обязательную программу» с материалами, которые делали «погоду» в номере.

Такой баланс чаще присутствовал. «Молодой коммунист» всегда был более раскован, более спортивен, более откровенен, более информативен, более остр, чем другие республиканские издания. И это отражалось в цифрах. В конце 70-х даже возникали значительные проблемы весьма неожиданного свойства: на газету искусственно ограничивали подписку, так как уже в начале подписной кампании выделенный лимит (было такое понятие в советские времена) на количество подписных экземпляров, как правило, был исчерпан.

Но, несмотря на ограничения, дикие даже для строгих условий Советского Союза, тираж «Молодого коммуниста» составлял 21 тыс. «непринудительных» экземпляров. К слову, нынешнее «Слово» (какой печально-трагический каламбур) при всех административных потугах имеет тираж 2700 экз. А, самое главное, не имеет реальной аудитории читателей и, следовательно, перспектив. Именно поэтому сегодня, под занавес подписной кампании на второе полугодие, во весь рост встал вопрос о дальнейшем существовании многострадального издания.

Не стал бы винить в этом нынешнюю редакцию, говорят, действительно молодую и прикладывающую определенные старания. Агония газеты наступила раньше – в 90-е годы эпохи буйства новой России, когда ею верховодили номенклатурные товарищи, которые всегда благополучно пересаживались из одного руководящего кресла в другое (в креслах и сейчас). Вот только пресса – это такая тонкая материя, в которой без профессионализма (хотя бы в небольшой степени), подвижничества, искреннего желания и умения творить сделать ничего невозможно. Вернее, можно только одно: организовать собственные похороны.