Скорбная весть пришла на осетинскую землю: 31 марта на 92-м году жизни скончался Билар Кабалоев, руководивший Северной Осетией более 20 лет – с августа 1961 г. по январь 1982 г. В национальной истории он навсегда останется как крупная личность, как видный государственный деятель, как верный и достойный сын своего народа, который внес огромный вклад в развитие Осетии.
Кабалоев был хорошо известен на всем Кавказе, на просторах нашего могучего Советского Союза. Он дольше, чем кто-либо из региональных лидеров страны – возглавлял Северо-Осетинскую партийную организацию. С 1961 по 1982 годы под его руководством в Северной Осетии были построены новые крупные предприятия, аэропорт, учреждения образования и культуры, из которых следует особо выделить здания Национальной научной библиотеки и Северо-Осетинского академического драматического театра, спортивные сооружения – республиканский стадион «Спартак», где до сих пор играет «Алания», и Дворец спорта «Манеж».
В «эпоху Кабалоева» была учреждена премия классика осетинской литературы и общественной мысли Коста Хетагурова, впервые издано академическое собрание его сочинений. Тогда же во Владикавказе был открыт оперный театр, получили всесоюзное и международное признание талантливые коллективы – ансамбль танца «Алан» и симфонический оркестр, которые выступали на самых престижных сценах. Стали широко известны новые имена мастеров культуры, это – Владимир Тхапсаев, народный артист СССР, лучший в мире, по признанию самих англичан, исполнитель роли Отелло, Вероника Дударова, первая женщина-дирижер, Светлана Адырхаева, солистка балета Большого театра, а позже – и маэстро Валерий Гергиев. Первый олимпийский чемпион в Осетии – легендарный борец-тяжеловес Сослан Андиев – появился тоже при Кабалоеве.
Но, пожалуй, самая главная веха в биографии республики того периода – строительство Транскавказской автомагистрали, чего Кабалоев неустанно добивался в Центральном Комитете партии и в Совете Министров СССР. Так возникла автомагистраль, которая впоследствии после вооруженной агрессии Грузии против Южной Осетии 1989-92 гг. и после нее стала для осетинского народа «дорогой жизни».
Жизнь – настолько непредсказуема и переменчива, что все в одночасье может поменяться на сто восемьдесят градусов. События 1981 года во Владикавказе, когда очередное убийство в соседней Ингушетии таксиста-осетина стало детонатором многотысячных, самых массовых в благополучном Советском Союзе общенародных выступлений, обернулись большой трагедией для народа Северной Осетии и личной драмой Кабалоева. В нашем государстве долгие десятилетия, к счастью, удавалось поддерживать межнациональное равновесие. Партия занималась этими вопросами и гордилась, что нет проявлений открытого противостояния между народами. Но когда что-то случалось, когда это «подрывало устои», реакция была не жесткой, а просто жестокой. Как, например, в 1962 году в Новочеркасске. И как получилось в 1981 году во Владикавказе.
Никто из тех, кто принимал решения и вершил партийно-политический или судебный приговор, не собирался вникать в ткань сложнейшей проблемы, длящейся не один век. Драматические события в октябре 1981 г., вылившиеся во всенародный протест против криминального произвола в соседней республике, не были достаточным основанием для односторонних действий Москвы, тем более, без глубокого и честного анализа подлинных причин произошедшего.
ЦК пошел по самому простому пути: бросил вызов всему возмущенному осетинскому народу, обвинив его в национализме, убрал с должности его лидера, известного в стране партийного и государственного деятеля. Да еще с такими формулировками, которые были приняты на Секретариате ЦК во главе с предвзято, ревниво относившемуся к Осетии М.А.Сусловым. Их озвучил на специальном пленуме обкома секретарь ЦК КПСС И.В.Капитонов, который вменял в вину недавнему верному сыну партии конъюнктурные характеристики, что «тов. Кабалоев Б.Е. не оправдал доверия, оказанного ему Центральным Комитетом», что он «сжился с недостатками, стал необъективно оценивать обстановку, не делал должных выводов из тех замечаний, которые ему высказывались…».
Такая схоластическая оценка не имела под собой никакого основания, и, по сути, перекладывала всю ответственность за произошедшее, как это часто практикуется, на одного человека. При этом от всей страны события во Владикавказе тщательно скрывались, а все партийные документы были строго засекречены.
Кабалоев был отстранен от работы на взлете своей государственной деятельности. По старой имперской традиции его сослали на дипломатическую службу, определив место политической ссылки – далекую Монголию и скромную должность генерального консула в Эргенете.
«До отъезда к новому месту работы мы десятки раз встречались с Биларом Емазаевичем в Москве, – вспоминает председатель комиссии Совета Федерации РФ по культуре А.С.Дзасохов. – У него не было паники, но он был выбит из седла. Выбит жестоко и абсолютно несправедливо. Конечно, он очень сильно переживал. И высказывал эти переживания нам, москвичам, – мне и своему замечательному кабардинскому другу Алиму Кешокову. Мы старались, как могли, поддержать в трудную минуту нашего старшего товарища».
Но Кабалоева не только сняли, на его место укреплять партийную организацию республики прислали товарища из Москвы, абсолютно не знакомого с механизмами внутренней жизни Осетии. Это было оскорблением многих людей, вызвав уже через несколько лет резкое неприятие назначенца как многими партийными работниками, так и значительной частью интеллигенции. Еще более огорчило мелочное сведение счетов. Кабалоева выселили из его квартиры. И многие должностные люди вокруг делали вид, что ничего не происходит. Никто на бюро обкома не осмелился стукнуть по столу и сказать: «Хватит, остановитесь!». Прошло долгих восемь лет, пока эта позорная страница не была закрыта и восстановлена справедливость…
Деятельность Кабалоева была высоко оценена Отечеством. Он награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, тремя орденами Трудового Красного Знамени, многими медалями, государственными наградами зарубежных государств. В день 85-летия со дня рождения ему была вручена медаль «Знак Почета» – высшая награда Республики Северная Осетия-Алания, учрежденная незадолго до того юбилея. Билар Емазаевич Кабалоев стал ее лауреатом номер №1, что очень символично и, главное, очень точно отражает его большой личный вклад в социально-экономическое и культурное развитие Осетии, многолетнее плодотворное, беззаветное служение народу на общественно-политическом поприще.
Валентина Терешкова и Билар Кабалоев. Владикавказ, 1963г.