Аврора возвращается в Осетию
03.08.2009

 

 

Ольга РЕЗНИК

Вчера во Владикавказе на малой сцене Русского академического драматического театра им. Е. Вахтангова состоялась премьера спектакля по пьесе Георгия Тадтаева «Реквием забытой балерине», посвященного первой осетинской приме, покорительнице Парижа Авроре Газдановой. Сам автор, определивший жанр своего произведения как музыкально-драматическое эссе, стал и режиссером новой постановки. Тадтаев специально прилетел в Осетию из Нового Уренгоя, где работает главным инженером газового промысла и на общественных началах режиссером местного театра «Колизей».

Аврора Газданова скончалась в расцвете творческих сил - в 33-летнем возрасте. Возвращенная из небытия, пережившая тоску эмиграции, балерина (народная артистка РСО-Алания Анжелика Тер-Давидянц) выходит на сцену, чтобы рассказать, о том, что мучило и томило ее долгие годы. Она говорит о ностальгии, что точит душу, как червь больную древесину, о боли несбывшихся стремлений и надежд, о жертвах, принесенных на алтарь Терпсихоры, о танце, в котором ее душа. «Я жила полноценной жизнью только на сцене, жила жизнью своих героинь», - признается Аврора-Анжелика. Но как призрачна слава, как быстро она проходит и как подчас трагична судьба актеров, оказавшихся на обочине дороги, опустившихся, спившихся, всеми забытых.

Аврора Газданова, о которой российским поклонникам балета было известно крайне мало (видимо, по идеологическим соображениям о ней не было сказано ни слова ни в одной советской балетной энциклопедии) вернулась к нам из дальних далей. А потому она единственный реальный персонаж пьесы. Все остальные - из мира теней. Есть среди них ангелы, играющие на фортепьяно и флейте (их роли исполняют профессиональные музыканты Альбина Суанова и Евгений Шатохин). «С помощью флейты душа может поведать миру о том, что наболело», - говорит другой главный герой  спектакля, постоянный собеседник Авроры Дух времени (Антон Тогоев). Именно он задает ей каверзные, провоцирующие вопросы, заставляет обнажать свою душу и даже петь. И обладательница прекрасного голоса Анжелика Тер-Давидянц поет. А вот танцуют за Аврору профессиональные балерины Зарина Хетагурова и Жанна Базаева.

Вот такой интересный получился спектакль. В нем переплетаются реальность и вымысел, ставятся философские вопросы и предпринимаются попытки найти на них ответы. Зачем мы приходим в этот мир, что должны нести по жизни,  в чем ее смысл и что там, за гранью бытия, откуда возвращается забытая всеми героиня, названная в честь богини утренней зари? Главное, однако, что она возвращается. Потому что о таких, как Аврора Газданова, считает Георгий Тадтаев, должны помнить.

Над темой, положенной в основу спектакля, автор работал долго и кропотливо, по нескольку раз переделывал уже готовый материал, пока не получилось то, что получилось. «Когда-то в старой газете «Растдзинад» я прочел статью Мэри Гутиевой о судьбе Авроры Газдановой и был просто потрясен. Эта статья и стала отправной точкой долгой поисковой работы», - рассказывает Георгий Тадтаев.

После этого он стал искать материалы об Авроре не только в России, но и во Франции, где она с супругом, танцовщиком Всеволодом Головченко жила в эмиграции. Очень помогли те, кто смог пролить свет на характер Авроры. Это владикавказцы Владимир Газданов и сотрудница Республиканской национальной научной библиотеки Людмила Хмелева. Им адресованы самые искренние слова благодарности автора пьесы.

Благодарен Георгий Тадтаев и главному режиссеру Русского театра Валерию Попову.  Ему еще год назад он передал текст пьесы, которая была по достоинству оценена. Кроме того, Валерий Попов, как мог, помогал Георгию Тадтаеву, впервые ставившему спектакль с «чужими» актерами.

Выбор актеров, кстати, тоже был неслучаен. Георгий признался, что долго присматривался к труппе Русского театра, изучал его репертуар. Анжелика Тер-Давидянц по своему характеру и мировоззрению показалась ему похожей на Аврору Газданову. Поэтому ей и только ей была доверена главная роль на малой сцене, где каждое слово весомо и пронзительно, где актеры смотрят глаза в глаза зрителям, что приходят в театр в поисках ответов на вечные вопросы. И во владикавказском театре, который даже в смутные времена никогда не отступал от служения разумному, доброму, вечному, они их, похоже, находят.