Иван ГОБОЗОВ,
доктор философских наук, академик РАЕН,
профессор МГУ имени М.В.Ломоносова
главный редактор журнала «Философия и общество»
Скажу прямо и откровенно: я очень люблю Южную Осетию. Я родился и вырос там, среднюю школу окончил тоже там. Я объездил почти весь мир, но нигде не нашел такого красивого уголка, каким является Южная Осетия. Каждый год я езжу туда и наслаждаюсь ее прекрасной природой.
Я боролся публично и в СМИ за свободу и независимость Южной Осетии. В 2008 году она завоевала эту свободу и независимость с помощью великой России, которой я выражаю вечную благодарность.
Быть самостоятельным государством - это великое завоевание. Ретроспективный взгляд на мировую историю свидетельствует, что те народы, которые приобрели государственность, остались в истории человечества. Остальные народы просто-напросто исчезли с лица земли, потому что они ничего после себя не оставили. Почему так получилось? Потому что государство есть форма бытия народа. Государство - это Дом народа. Именно в рамках своего государства народ развивает свою экономику, свою культуру и сохраняет себя как этнос.
Народ без государственного образования не есть исторический народ, не есть политический субъект и практически им никто не интересуется. Когда я учился в Париже, то я встретил только двух человек, которые знали, кто такие осетины. Один из них - мой научный руководитель академик Р. Арон, а другой - академик Ж.Дюмезиль, крупнейший специалист по истории осетинской культуры.
Завоевать независимость было очень трудно, но не менее трудно строить государство, особенно в нашу эпоху глобализации, в эпоху ломки национальных экономик, национальных культур и вообще национальной идентичности. Особенно это трудно малочисленным народам. А осетины - малочисленный народ.
Формирование собственного государства всегда связано с наличием национальной идеи, т.е. идеи, с которой согласны все граждане государства. В этой идее в концентрированном виде представлены чаяния всего народа.
Какая национальная идея нужна Южной Осетии? Я перечислю основные пункты этой идеи.
1. Прежде всего, требуется сплоченность и единство всего народа Южной Осетии. Необходимо осознать, что без такого единства и сплоченности трудно рассчитывать на то, что будет создано подлинно самостоятельное государство. Поэтому вся пропаганда должна быть направлена на укрепление и сохранение единства народа.
2. Особо хочу подчеркнуть, что на родовых связях, которые у нас до сих пор доминируют, трудно будет строить осетинское государство. Родственные связи должны уступить место социальным связям. На работу надо брать в первую очередь не родственников, к тому же не являющихся специалистами, а профессионально подготовленных людей.
3. Ко всем осетинам, независимо от их географического происхождения, я имею в виду, являются они кударцами, ксанами и т.д., нужно относиться абсолютно одинаково. Никакой «географической дискриминации». Все в первую очередь являются осетинами, а не кударцами, ксанами и т.д. Нет ни первосортных, ни второсортных осетин. Все осетины потомки алан.
4. Не надо надеяться все время на Россию. Она помогает и будет помогать. Но самим тоже надо работать. Надо восстанавливать экономику республики, оптимально использовать местные ресурсы. Надо строго контролировать денежные потоки, каждый рубль нужно использовать максимально эффективно. Любая гуманитарная помощь должна быть предоставлена малоимущим гражданам.
5. В Южной Осетии за годы Советской власти сформировался прекрасный корпус субъектов управления. Я глубоко убежден в том, что надо привлекать к управлению, прежде всего, местные кадры, а не менеджеров, хорошо разбирающихся в компьютерах, но абсолютно некомпетентных ни в экономике, ни в культуре, ни в других сферах общественной жизни. Надо все-таки знать местную специфику, местные традиции, язык, культуру осетинского народа. Люди, воевавшие десятки лет за независимость и свободу своей Родины, не должны чувствовать себя обделенными.
6. Пристальное внимание, на мой взгляд, надо уделять развитию национальной культуры. Это очень важно в эпоху глобализации. Нельзя терять национальный менталитет, национальный дух. 26 августа 2009 года во время праздника я был в Цхинвале, стоял на площади и с нетерпением ждал, когда будут передавать осетинские песни. Напрасно я ждал. Зато в 9 часов вечера понеслась поп-музыка. Я не против поп-музыки, но молодежь Южной Осетии должна знать свою собственную культуру. Иначе у нее не формируется национальный менталитет. А без национального менталитета нет национального государства.
7. Если экономическая ситуация не будет улучшаться, то люди будут покидать страну. А без людей нет государства. Поэтому, повторяю еще раз, надо восстанавливать все разрушенное, восстанавливать села, приглашать туда людей, в том числе осетин из Грузии. Одним словом, надо заселить всю территорию Южной Осетии.
Вот те пункты, в которых, на мой взгляд, выражается квинтэссенция национальной идеи Южной Осетии.
В заключение еще раз хочу напомнить, что на пути строительства осетинского государства имеется много препятствий как объективного, так и субъективного характера. Поэтому требуется сплоченность и еще раз сплоченность. Надо отбросить личные амбиции и превыше всего ставить интересы Юго-Осетинского государства.
Статью Ивана Аршаковича Гобозова, которую он передал нам для публикации, редакция сайта «Осетия-Квайса» планирует дополнить развернутым интервью с ученым, где более полно будут представлены его взгляды на процессы, происходящие в Осетии, и рассказано о нем самом.