Сайт «Осетия-Квайса» начинает публикацию отрывков из книги Сослана КОКОЕВА
«УАЦАМОНГА. Честь осетина или приватные беседы с «Джабеличем» (Э.Дж.Кокойты)»
Игорь ДЗАНТИЕВ,
главный редактор сайта «Осетия-Квайса»
Все имеет свое начало и свой конец. Уже очевидно: отчаянные потуги нынешнего президента Южной Осетии Э.Кокойты сохранить свое правящее кресло для дальнейшего безраздельного царствования не имеют серьезной политической перспективы, а, самое главное, не имеют под собой народной опоры. Период его правления завершается. Завершается бесславно, с огромным числом социальных проблем, порожденных не только объективными обстоятельствами многолетнего противостояния с Грузией, но и еще больше - собственными бездарными действиями, неспособностью подняться выше банальных интриг, словоблудия и подхалимства.
Завтра мы начинаем публикацию отрывков из новой книги Сослана Кокоева «УАЦАМОНГА. Честь осетина или приватные беседы с «Джабеличем» (Э.Дж.Кокойты)». Думается, она даст богатую пищу для размышлений каждому, кого искренне заботит судьба Южной Осетии и Осетии в целом. Отмечу в связи с начинающейся публикацией несколько важных, на мой взгляд, деталей.
Все эти годы после развала СССР я нередко мечтал о том, как хорошо бы некоторые утвердившиеся в советскую эпоху явления (их не так мало) перенести в наш непредсказуемый и расчетливый сегодняшний день. Но и в самых смелых мечтах я не мог предполагать, что это воплотится в журналистике. Казалось бы, уж эта-то сфера, повергавшаяся тогда тотальной идеологической обработке, не в состоянии родить ничего современного. Однако рациональное зерно все-таки было заложено практически в любом советском элементе. Надо было только его разглядеть и обратить на пользу в нынешних условиях.
Помните, непременное кредо советских газет - обратная связь с читателями. Можете представить мое удивление, когда оно сработало в новую, компьютерную эру. Публикация из книги Сослана Кокоева и началась с простой редакционной переписки. А потом состоялось и знакомство с автором, текст, которого, не скрою, произвел твердое впечатление, что его писал человек, сердцем переживающий за происходящее сегодня в Осетии.
Пора, впрочем, представить и автора публицистического труда. Сослану Кокоеву только-только исполнилось 41. Он родился и вырос в Цхинвале, окончил там знаменитую школу №5. Учился в Ленинграде, но окончил историко-филологический факультет Юго-Осетинского государственного университета. Периодически публиковал аналитические и политологические материалы в прессе Северной и Южной Осетии. С 2000 года указом Президента РЮО Э.Кокойты является представителем Южной Осетии в Санкт-Петербурге: Сослан был одним из тех, кто активно способствовал победе Эдуарда Кокойты на первых для него и победных президентских выборах. Как говорит Сослан, несмотря на возникшие после 2004 года принципиальные разногласия, тот указ никто до сих пор не отменял.
В настоящее время Сослан Кокоев готовит к изданию книгу, отрывки из которой для публикации предоставил редакции нашего сайта. Книга не подходит для легковесного восприятия. Она требует степенных размышлений, потому что автор не только анализирует современную ситуацию в Осетии, а делает это в контексте глобальных изменений в мировой политической игре, предлагает своему читателю задуматься вместе с ним не о личном, а об общенациональном - о том, что через века донесли до нас наши славные предки. И, конечно, обращение публициста не только к широкому читателю, а и к «соавтору» книги, которым является нынешний правитель Южной Осетии, именуемый в народе «Джабеличем».
В предлагаемом вниманию читателей произведении даны характеристики многим персонажам, широко известным в Осетии. Это Ибрагим и Дзамболат Тедеевы, Альберт Джуссоев, а также те, кто защищал свободу республики с первых лет борьбы за независимость. И это, безусловно, придает книге повышенный интерес. Хотя, например, с некоторыми из упомянутых лиц автор либо не знаком вовсе, либо знаком поверхностно. Очень интересны размышления публициста о знаковых российских фигурах - Дмитрии Медведеве и Владимире Путине. Особенно ценно то, что это сделано в контексте осетинской проблематики. Дается глубокий анализ и попыткам проникновения в регион главного мирового игрока - США, политике, проводимой в течение последних лет Грузией.
Вот лишь несколько совсем кратких характеристик, которые читатель в развернутом виде сможет найти в публикуемой книге.
О Медведеве
«В России есть президент, идеально соответствующий конкретному историко-политическому моменту, удивительным образом привнесший в деятельность власти этакий спокойный, истинно цивилизованный европейский лоск. Да, брат, Дмитрий Анатольевич оказался политиком, прекрасно понимающим основополагающие тенденции современного глобального политического поля. Его первые же шаги показали серьезность, а, если быть педантичным, совершенно обоснованную серьезность его намерений на высшем государственном посту...
То, как он четко, безо всяких недоговоренностей обозначил свою позицию по нам, осетинам, и по всем нашим осетинским делам, дает надежду, в том числе и на то, что при нашем (в частности, твоем) хотя бы относительном ему соответствии у нас обязательно появится шанс решить многие из своих давних, говоря честно, давно осточертевших проблем...
Никто, поверь мне, а президент Медведев - и подавно, не инициирует в Осетии серьезных начинаний до тех пор, пока сам социум, возглавляемый пока тобой, не окажется готовым к серьезной и продуктивной деятельности на благо как Осетии, так и России. Социум же, и в особенности ее элита (не мне тебе говорить), расколот сейчас слишком сильно, чтобы мы могли даже надеется на какой-то значимый прорыв национального масштаба. Не к обогащению нескольких нечистоплотных лиц (это ты как раз устроить в состоянии), а к серьезному прорыву общенационального характера...».
О Путине
«...Ну и, конечно же, брат, в России есть такая монументальная личность как Путин, самим своим существованием предопределивший наблюдаемый нами сегодня новый русский ренессанс. Всеми своими взвешенными действиями основоположивший целую эпоху, которую даже в глобальном, международном масштабе, кроме как путинской, назвать невозможно.
Мне трудно понять, брат, как можно из года в год, мотаясь в Москву и имея перед собой ярчайший пример политической универсальности Путина, не усвоить хотя бы элементарных навыков хорошего политического тона, так необходимых тебе, хотя бы на своем локальном, провинциальном уровне...
Представь себе, что бы было с Россией, если бы он, подобно тебе, подчинил всю мощь государства на решение своих личных, семейных проблем (хотя, что ту представлять, посмотри на вверенную тебе Осетию - с Россией было бы то же самое), игнорируя при этом самые животрепещущие интересы России».
О Грузии
«У Грузии не оказалось этого системообразующего потенциала, ввиду чего она автоматически потеряла для Запада всю свою былую привлекательность. Надо четко понимать - виноградники Кахетии и яблоневые сады Курта и Ачабета были интересны американцам равно настолько же, как банановые плантации Тринидада и Тобаго. Именно поэтому их с такой легкостью и сдали со всем «движимым» и недвижимым имуществом.
Все без исключения шаги грузинской власти показали, что ею абсолютно не поняты те грандиозные перспективы, кои открывала для них западная экспансия, ибо обозначение уже в третий раз приоритета на строительство этнократического государства, которое Грузия не может построить по определению, кардинально расходятся с теми надеждами, которые существовали по отношению к ней со стороны Запада».
О кризисе в осетинском обществе
Ложные понятия о свободе, чести и бесчестье, о дружбе и мужестве - так жестко навязываемые народу угрюмыми декадентами, многие из которых до сих пор составляют «элиту», оставили нас в самый судьбоносный момент истории без такого традиционно важного в аланском социуме элемента, как институт старшинства. Мы лишены старших, достойных старших, а не тех великовозрастных дегенератов, что с экранов телевизоров, неистово споря друг с другом, «учат» нас сколько же тостов надо произносить, обращаясь к богу.
Воистину, великая трагедия, когда люди, не имеющие элементарного представления ни об истинной структуре духа собственного народа, ни о фундаментальных морально-этических догматах, выработанных этим духом в течение долгих тысячелетий славы, с тупыми, отъевшимися лицами, до смешного глупо мешая коммунизм с христианством, веру с суевериями, пытаются объяснить нам основные постулаты нашей веры и нашей морали, никакого отношения не имеющих к ним самим.
Покажи мне, брат, хоть одного достойного старшего (многие из которых усердно тебе аплодируют уже долгие годы), имеющего мужество и реальное представление об истинных потребностях бесконечно талантливой в своей моральной устойчивости аланской нации, способного обозначить четкие пути, ведущие народ к процветанию.
Увы, в действительности единственным реальным достижением, удавшимся им с блеском, есть жестокое уничтожение лучшей, самой дееспособной части молодежи, реально имевшей потенциал сдвинуть с мертвой точки тяжкий груз их пораженческого морального наследия. Юг Осетии в полной мере прошел через вышеозначенные события. Десятки пассионариев, каждый из которых стоил неизмеримо больше всех их вместе взятых, уничтожены с трусливой жестокостью этими уродами, возомнившими себя хозяевами нации - таково было их деградантское представление о борьбе за лидерство. Так пытались они удержать в своих немощных руках уродливое образование, понимаемое ими под властью...
Об Ибрагиме Тедееве
«...Я, брат, знал Ибрагима еще в те спокойные, счастливые времена юности, когда основной нашей задачей было найти место и способ получше и повеселее «оттянуться», и при этом всеми допустимыми благородством способами утверждаться в среде своих сверстников, да и не только. Все мы прекрасно помним те жесткие, но кристально чистые моральные императивы, которые проповедовала цхинвальская улица. Императивы, на которые и была нанизана вся структура внутренней градации потрясающе потенциального кударского общества. Как бы парадоксально это ни звучало, но я утверждаю, что спасением от комсомольско-коммунистической заразы, коей нас профессионально пичкали с самого рождения, была именно цхинвальская улица, бережно сохранившая наследие славных веков и не давшая на поругание ущербному ленинизму и доморощенным ленинцам возвышенные моральные постулаты, завещанные нам блистательными предками.
«Дики», брат, был одним из тех, кто на генетическом уровне впитывал эту древнюю благородную мудрость с первого своего вздоха.
Увы, мало кто из его последующих хулителей знал и помнил его таким, ибо большинство из них в те времена либо не было допущено в ВПК - в «высшие пацанские круги», либо добровольно, подобно тебе, занималось комсомольско-просветительской деятельностью, бурно тогда приветствуемой «родной» партией и правительством, так испоганивших национальное самосознании осетин».
Из бесед с Эдуардом Кокойты
«Порой, мне кажется, (и это страшнее всего), что ты действительно уверовал в свою «непогрешимую гениальность», в свой «глубочайший талант» тактика и стратега современной политики, способного сворачивать горы и поворачивать вспять великие реки. Складывается впечатление, что в результате каких-то внутрисистемных метаморфоз, инициированных тобой же, ты вконец и надолго оторвался не только от объективной реальности, но и от всего того, что вообще может напоминать о действительности, дабы не терять с нею связь окончательно.
Та раздувшаяся самодовольством и ложной самоуверенностью псевдополитическая фигура, в грубо сшитую шкуру которой ты с таким энтузиазмом заскочил, давно уже утратила даже те небольшие крохи природного обаяния, которое однозначно было присуще тебе в самом начале твоей политической карьеры и являет собой на сегодняшний день лишь раздражающий, отвращающий от себя всякого порядочного человека неприятный, грубо сколоченный манекен. Этакий партийно-комсомольский рудимент образца начала ХХI-го века. Огромное количество упущенных возможностей и множество неадекватных, широко афишируемых в СМИ действий - вот с чем ассоциируется твое правление у подавляющего большинства осетин...».
Об Альберте Джуссоеве и Джамболате Тедееве
«Джамболат Тедеев и Альберт Джусоев, так четко в недавнем прошлом обозначившие свое негативное отношение ко всем твоим неадекватным методам правления, являются не оппозицией власти (как вы там у себя ошибочно решили), а реальной, действующей и непрестанно развивающейся элитой нации. Элитой, которая благодаря исключительно собственным значимым заслугам, всегда будет находиться над всякой регрессивной властью. Элита которая однозначно готова менять власть, не нашедшую общих точек соприкосновения с собственным народом. Разве ты не помнишь, в результате каких внутриэтнических перестановок, ты так неожиданно оказался у власти?
Я бы вообще не называл их оппозицией. Это элита. Просто реальная элита нации, начинающая находить общий язык. Для меня они, во-первых, есть люди, обладающие огромным потенциалом личной созидательной силы. Это мужчины, несущие в себе феноменальную, истинно универсальную мощь - энергию, однозначно способную уберечь кого бы то ни было от необдуманного шага за ту черту добра и зла, откуда уже чистыми духом и помыслами не возвращаются.
То, что ты, брат, совершенно безответственно игнорируешь элиту, совершенно не означает, что ее не существует в реальности. Она есть, и, поверь мне, она пристально наблюдает. Не замечать ее есть фундаментальная ошибка для любого политика».