Анатолий ЧЕХОЕВ: «Южная Осетия не должна превратиться в чемодан с оторванной ручкой»
28.05.2009

 

     За плечами Анатолия Чехоева – огромный опыт политической работы и в условиях СССР, и в условиях современной России. Причем, России не той, что сейчас – предсказуемой, последовательной, ставящей во главу угла общенациональные приоритеты. А России ельцинской, когда заявлять гражданскую позицию было неимоверно трудно, для этого требовалось еще и мужество. Являясь в течение двух созывов депутатом Государственной Думы России, заместителем председателя комитета по делам СНГ, Анатолий Чехоев сумел ни на шаг не отступить от своего реноме настоящего государственника, одновременно твердо отстаивая фундаментальные интересы Осетии.
     25 мая Анатолий Чехоев принял участие в пресс-конференции в информационном агентстве «Росбалт» (Москва). Его выступление было одним из самых интересных для журналистов. Не случайно, он и после окончания пресс-конференции продолжал давать интервью, в том числе и сайту «Осетия-Квайса». В итоге получился монолог Анатолия Чехоева, который мы и представляем вниманию читателей.


     Я приехал сюда с другого мероприятия: сегодня – 20 лет со дня открытия первого съезда народных депутатов СССР, участником которого имел честь быть и я. Приехали люди со всех регионов бывшего Советского Союза. И, наверное, многое, о чем там говорили, можно было сказать и здесь. Потому что там, где во вновь образовавшихся государствах не было дееспособной власти, там сегодня народ находится в нищете. И эти республики – Киргизия, Таджикистан, Молдова, та же Грузия – вроде являются независимыми, тем не менее, реальной независимости они не обрели.

    
Почему я провел такую параллель? Было время, когда и в Верховном Совете СССР, и в Государственной Думе Российской Федерации говорить о делах Южной Осетии было правилом плохого тона. Нас называли экстремистами. Мы протаскивали закон о соотечественниках, о гражданстве, другие постановления, и всегда нам говорили: «Господи, да чего вы хотите? Эти добрые, хорошие грузины, почему бы вам не жить с ними в мире и дружбе!? Успокойтесь, ради бога!». Жизнь в дальнейшем показала, что все сложилось не так, как говорили эти умники в Верховном Совете СССР и в Государственной Думе.
     Сейчас в России кардинально иная ситуация. Вчерашние противники независимости Южной Осетии сегодня встали в очередь к микрофонам, чтобы заявить на весь мир, как они поддерживали и поддерживают Южную Осетию.
     Будем говорить прямо: независимость Республики Южной Осетии была принесена благодаря Российской Федерации. Если бы не политическая воля руководства России, может быть, Южная Осетия еще и двадцать и тридцать лет находилась бы в таком подвешенном состоянии. Грех об этом говорить, но только глупость грузинских властей и развязанная ими война стали катализаторами этого процесса.
     Теперь все поменялось. Для Южной Осетии зажжен зеленый свет по всей Российской Федерации: и в администрации Президента РФ, и в Правительстве РФ. Двери открыты у любого министра. Все руководители регионов готовы оказать любую помощь. Но вот здесь встает маленькая деталь: кому оказывать помощь? Давайте объективно посмотрим на ситуацию. Девять месяцев прошло, как Правительством РФ подписано постановление о выделении финансовых средств на восстановление Южной Осетии. За это время Абхазии уже освоила на своей территории в два раза больше денег. И это при том, что специального постановления по Абхазии вообще-то и не было. А по Южной Осетии было. Девять месяцев пропали только из-за того, что Цхинвал не может представить комплекс документов, на основании чего начать финансирование.
     Сегодня самый большой дефицит в Южной Осетии – это дефицит исполнительной власти. Председателя правительства нет вообще, нет профессионалов-министров. И президент в конечном итоге за все это отвечает. Потому что он наделен конституционными полномочиями формировать правительство и вырабатывать пути социального и экономического развития. Многие сегодня в России говорят: да, есть постановление, может, и выделили бы деньги напрямую, чтобы сами власти Южной Осетии быстрее решали бы наболевшие вопросы, но ни у кого нет уверенности в том, что эти деньги будут израсходованы эффективно.

     Поэтому я бы не стал говорить об оппозиции действующему президенту Южной Осетии. Оппозиция – это когда есть идеологические, фундаментальные расхождения. А те, кто противостоит Кокойты, а это все пророссийски настроенные люди, выражают свою принципиальную позицию – быть еще теснее с Россией, сделать для своего народа что-то реальное и конкретное. Почему ситуация в Южной Осетии обострилась в преддверии парламентских выборов? Потому что, к сожалению, выборный процесс стал очередным инструментом управления и еще одним проявлением авторитаризма.
     Республика у нас маленькая. Население маленькое. И территория небольшая. Хочешь, не хочешь, авторитаризм в какой-то мере присутствует всегда. И я бы хотел, чтобы там был авторитарный лидер, но компетентный, который бы знал, что делает, и который бы знал, что завтра-послезавтра, уйдя со своего поста, его именем назовут школы и улицы. Но не такой, который просто отчаянно борется, любыми путями стремится удержать свою власть.
     Есть принцип, который идет с древних веков: подбирай подчиненных ниже себя по уровню. Если подходить к делу так, то можно не сомневаться, что Южная Осетия обречена. И в следующие девять месяцев ничего не будет. И потом. А все это приведет к тому, что даже те, кто еще остался в Южной Осетии, уедут. Ведь не секрет, что многие из тех, кто олицетворял собой интеллектуальный потенциал, покинули республику в предыдущие годы. И когда, говоря о кадрах, разводят руки: «Некого!» и ставят сразу министром финансов вчерашнего финансового инспектора, это не совсем верно. Да здесь, в Москве, можно на два правительства высокоэффективных, эрудированных, которые знают, что такое сегодня экономика, как и с кем работать, какими методами достигать поставленной задачи. Даже не в Москве. Пройтись вечером во Владикавказе по проспекту, и за вечер можно набрать все правительство.
     В этой ситуации нужно ставить вопрос не о том, пройдут парламентские выборы или не пройдут. В любом случае люди голосовать будут. Хотя бы потому, что используются политически некорректные методы. Но наивно полагать, что 31 мая что-то эпохальное случится и все сразу встанет по местам. Ничего подобного. На пороге – огромная безработица. Люди девять месяцев пока терпели, но пройдет еще немного времени, и они скажут, а что нам дальше делать? Россия и пограничные войска сейчас обороняет Южную Осетию. Следовательно в тех огромных силовых структурах, которые были, надобности нет. А это молодежь, которая имеет оружие, которая умеет воевать, умеет стрелять. Куда она денется?
     Мы еще не до конца оценили и все то, что принесла с собой независимость. Если самостоятельной, собственной экономики не будет, а пока ни одного шага в этом направлении не сделано, Южную Осетию в лучшем случае будут называть независимым государством, а будет она отдельной строкой в бюджете Российской Федерации проходить. Что сегодня и есть. Ведь сейчас он, как и любой руководитель субъекта Российской Федерации отвечает жителям: «Вот Москва денег не дала, когда даст, то и я вам дам». И при этом ни слова не говорит о бюджете республики. В общем-то, бюджета, который сегодня в Южной Осетии есть, ему не хватит даже на собственную охрану. Вот и все.
     Мне думается, теми, кто выступает против дальнейшего правления Кокойты, правильно ставится вопрос. Не в том дело, что отставка является самоцелью. Всех глубоко интересует судьба Южной Осетии. Чтобы Южная Осетия стала действительно суверенным, независимым государством, и чтобы она не создавала проблем для России, не превратилась в чемодан с оторванной ручкой, который жалко выбросить, а нести дальше тяжело. Вот этого и я хочу.