Залина ПЛИЕВА
По «Календарю знаменательных дат и событий», подготовленном парламентом республики, на 7 ноября приходится 70-летний юбилей заслуженного художника Северной Осетии Жоржа Гасинова. Однако это не так. Юбилей будет, но в следующем году. Сегодня же член Союза художников СССР и России, лауреат международных фестивалей и конкурсов народного творчества, актер и художник-постановщик в кино отметит день своего рождения в 69-й раз - цифра пусть не юбилейная, но магическая. Для разносторонне талантливого человека, каким является Жорж Гасинов, она, как напутствие еще очень долгого творческого пути.
Родился и вырос Жорж Иналович на осетинской земле. Любовь к родным горам, музыке, танцам, традициям и обычаям он впитал с молоком матери. С семи лет стал лепить и выбивать из камня различные фигурки, пробовал рисовать портреты пастухов, чабанов, которые до сих пор хранятся в личном архиве художника. По окончании школы, его забрали в армию, где незаурядный талант юноши сразу же был замечен. Подружившись с Гурамом Тадтаевым из Южной Осетии, который много рассказывал про художественное училище знаменитого Махарбека Туганова, Жорж буквально задался целью попасть в это учебное заведение. Мечта сбылась, и вскоре он окончил с отличием живописное отделение.
Своими учителями Гасинов считает таких крупных мастеров кисти, как Махарбек Туганов, Азанбек Джанаев, а также Борис Санакоев, Григорий Котаев, Василий Кокоев, Анастасия Санжеровская. Он и сам теперь стал признанным мастером. Его работы можно увидеть в музеях Германии, Италии, Японии.
О том, как ему удается одновременно писать картины, играть в кино, танцевать на сцене, скакать на коне, писать статьи Жорж Гасинов рассказал корреспонденту сайта «Осетия-Квайса».
- Вас называют художником, киноактером, танцовщиком, певцом, исследователем истории своего народа. А кем вы сами себя считаете?
- Осетином (смеется), а осетин должен быть человеком, который многое может. Я не требую, чтоб каждый пел и танцевал, но любить, ценить, уважать свой народ и свое прошлое должны все. Вспомните из курса истории: когда аланы танцевали «Симд», то земля дрожала. Они были очень мужественными, и я горжусь этим. Более того, уже много лет занимаюсь исследованием осетинского национального орнамента и истории национальной одежды. Обозреваю период с VIII века, то есть со скифской эпохи. Я восстановил и реконструировал большое количество костюмов. Другими словами, меня интересует все, что связано с нашей древней культурой.
- Почему именно с VIII века?
- Потому что в научной литературе об одеянии, оружии более отдаленных наших предков говорится очень мало. А для того, чтобы исследовать эту проблему, нужно «копать» очень глубоко. Знания об одежде алан мне пригодились и в Дигорском драматическом театре, куда меня некогда пригласили поработать в качестве художника-постановщика в спектакле «Аланты нана»: я без труда сделал эскизы к костюмам, который полностью соответствовали эпохе.
Что касается нашей национальной истории, у меня есть еще повод для гордости. Вместе с доктором исторических наук, известным в Осетии ученым Георгием Тогошвили в Институте древних рукописей в Тбилиси мы обнаружили на карте Вахушти герб древней Алании. И на основе этого был создан современный герб Осетии.
- Помимо театра, вы еще консультируете в кино и сами исполняете различные роли. В каких кинокартинах вы снимались? Какая роль была самая сложная?
- Снимался я всегда в художественных фильмах, несмотря на то, что специального образования в этой области не получал. Это «Дума о Ковпаке», «Ненависть», «Карпаты-Карпаты», «Ярослав Мудрый», «Право на любовь», «Жемчужина», «По следам карабаира», «Горец», «Фарн», «Голос матери». Естественно, исполнял я совершенно разные роли: цыгана бессмертного, контрабандиста, командира, партизана-артиллериста и другие. О сложности мне трудно судить, но если говорить о том, какая роль больше понравилась, отвечу с точностью - роль сказителя в нашем осетинском фильме «Фарн». А привлекательна она тем, что главный герой Фарнаг отправляется на поиски страны, где люди живут в мире и благодати.
- Сыграна ли уже главная роль в жизни?
- В жизни я стараюсь «играть» честного и порядочного осетина. К сожалению, пусть никто на меня не обижается, эти качества многим моим современникам стали чужды. Считаю, если ты видишь рядом с собой человека, нуждающегося в поддержке, обязательно помоги ему, чем можешь - хоть добрым словом. А сегодня, многие и здороваются-то с большим трудом...
Несмотря ни на что, мы должны уважать и беречь друг друга, свой язык. Ни в коем случае не разделять Осетию на север и на юг. Наш народ всегда был и будет единым. Мы в спину никогда не стреляли - вот таким знал весь мир осетин, и это надо сохранить. У нас прекрасная молодежь. И это отнюдь не пустые слова. Я несколько лет проработал во Владикавказском художественном училище заместителем директора и преподавал там живопись и композицию, мои ученики и коллеги до сих пор не забыли про меня. Это говорит о взаимоуважении коллектива.
Вообще танец - это душа народа. Как здесь не вспомнить про «ОССА» - осетинский студенческий самодеятельный ансамбль, который организовали учащиеся различных вузов Москвы и который просуществовал многие годы. Наши студенты буквально покорили столицу. Разве это не чудесно! В свое время я написал об этих ребятах статью под названием «На крыльях танца».
- Насколько мне известно, вы и сами, будучи студентом, танцевали в государственном ансамбле народного танца Южной Осетии «Симд»...
- Эти прекрасные годы мне не забыть никогда. Ни один концерт на Юге Осетии не проходил без нашего участия в нем. Мы и сами давали сольные концерты - в Квайсе для шахтеров, во многих других горных уголках. По окончании училища, я приехал в Северную Осетию, но и здесь танцы не забросил. Начиная с 70-х годов я учил и прививал любовь к народной хореографии, причем это была не только молодежь, а люди всех возрастов.
- Вы имеете в виду фольклорный ансамбль «Цин»? Кто стоял у истоков его создания?
- Именно об этом ансамбле я и говорю. В прошлом году мы отметили свой 20-летний юбилей. «Цин» («Радость») был создан в 1988 году на базе Дворца культуры ОЗАТЭ. И пришли в него люди разных возрастов и профессий, объединенные влюбленностью в осетинскую народную песню, танец. Работали мы много и добросовестно. Среди первых участников коллектива были Махамат Фидаров, Казбек Джиккаев, Урусби Гуриев, Лиля Булацева, Вера Короева, Зина Чигоева, Людмила Чигоева, Тамерлан Зангиев, Георгий Джанаев, Мина Таутиева.
Уже через год нас пригласили в Германию на торжества, проходившие там, в честь 40-летия образования ГДР. С этих пор список завоеванных нами наград неизменно пополнялся. Ансамбль стал лауреатом 2 и 3 всесоюзных фестивалей народного творчества, дипломантом трех международных фестивалей хореографии «Зори Владикавказа», лауреатом I Международного фестиваля фольклора в г. Москве. Мы объездили многие регионы и страны. Но наступили новые времена, Советский Союз был разрушен, поддержка ансамбля с каждым годом слабела, и в итоге он вынужден был прекратить свою деятельность...
- Не перестаю удивляться, как вам удается совмещать кино, сцену, живопись?
- При большом желании можно успеть все, просто нужно меньше спать. Жизнь и так коротка. Я вообще в сутки для сна отвожу четыре часа - не больше. Стараюсь больше читать, узнавать что-то новое. И возраст мне не помеха. Могу днем вздремнуть в своей мастерской минут на пятнадцать, когда устают глаза или ноги. Моя основная профессия - художник и поэтому я большую часть времени пишу картины.
- Как они рождаются? Ждете, когда придет вдохновение?
- Трудно ответить на этот вопрос. Всегда все бывает по-разному. Смотря, какая тема. Осетинский народ - вот мой главный вдохновитель, наш нартский эпос, родная природа, национальная музыка, танцы.
- В каком жанре предпочитаете работать?
- Работаю в основном в области тематической и исторической картины. Часто пишу портреты известных и талантливых людей. А женщина для меня, как и родина - священна. В моей портретной галерее - Вероника Дударова, Альбина Баева, Майя Плисецкая.
- Какой вид спорта вам нравится?
- Однозначно, вольная борьба. Так как здесь наиболее полно проявляется качество мужчины. Импонирует мне и художественная гимнастика - высокое искусство.
- Пишете ли вы для частных лиц?
- Да. Единственно, свои картины в художественные салоны никогда не сдаю. Не хочу заниматься «халтурой».
- Оглядываясь на пройденный путь, жалеете ли вы о чем- либо не сделанном?
- Может, я покажусь жестоким, но единственно, о чем я жалею - это о том, что мы не смогли защитить наших детей, погибших в бесланской школе. Пока я жив, это будет для меня большим позором.
- Поведайте о своих творческих планах?
- Я планирую организовать большую персональную выставку в ноябре следующего года. Это - как отчет перед самим собой, коллегами, осетинским народом. На выставке будут 80-100 моих лучших работ, написанные в течение 40 лет. Кроме того, с кинорежиссером Валерием Толасовым планируем снять два фильма, сценарии у нас давно готовы.