Крутые виражи Валерия Алексеева
12.10.2009
 

Ольга РЕЗНИК

В жизни известного в Осетии актера академического Русского театра им. Е. Вахтангова, барда, сценариста, режиссера массовых театрализованных представлений и автора текста к многочисленным театральным капустникам Валерия Алексеева не раз бывало так, что он круто менял свою жизнь. Сначала с амурских берегов переехал в родной город матери - Владикавказ. Потом после филфака Северо-Осетинского государственного университета взял да и поступил в студию при театре, выбрав стезю профессионального артиста. Зрители хорошо знают и любят созданные им образы предприимчивого Эрнандо в «Хитроумной влюбленной», нескладного Гарольда в «Темной истории», изворотливого Метрдотеля в «Танце семи покрывал», Шута в «Отелло», приспособленца Бориса Липовецкого в «Однокласснице».

Смотришь порой спектакль и диву даешься: неужели это все он, такой разный, но неизменно интересный Валерий Алексеев?

Став актером, Валерий не изменил своей первой профессии, то есть не бросил писать. В прошлом году в мини-типографии Национальной научной библиотеки вышел сборник его произведений с интригующим названием «Молчание», за которым скрывается своеобразная авторская тайна человека с душой романтика. В него вошли стихи, пьеса-сказка, театрализованное шоу и песни. Да, именно песни, потому что Валерий, помимо всего прочего, еще и бард. По его собственному признанию, он написал около 200 песен.

 

 - Валерий, как и когда Вы начали сочинять песни?

 - Сначала я научился играть на гитаре, это произошло где-то классе в девятом. Тогда же стали слагаться и первые песни. Но я их в ту пору не записывал. А вот года с 1985-го начал фиксировать то, что написал. Потому могу сегодня сказать, что песни из прошлого века не затерялись.

 

 - Но теперь-то тексты некоторых песен даже вошли в Ваш сборник. Среди них есть и песни знаковые, известные, полюбившиеся слушателями - такие, как «Владикавказ», «Цей», «Гимн юных футболистов Северной Осетии», «Гимн молодежи Северной Осетии» (автор музыки - Аркадий Цорионти). Регулярно ли Вы принимаете участие в бардовских фестивалях, которые стали особенно популярны в последнее время? Насколько известно, Вы являетесь лауреатом Краснодарского краевого фестиваля авторской песни, дипломантом бардовских форумов «Цейский вальс», «Летний Владикавказ».

 - На самом деле участие в фестивалях авторской песни я принимаю нечасто. Вот и на «Медовые водопады» в этом году не смог поехать из-за репетиций. Я же театр бросить не могу. То есть занимаюсь этим постольку поскольку, но отнюдь не специально.

 

 - Можно сказать, что театр - главное дело Вашей жизни. А как получилось, что Вы по окончании университета поступили в студию Русского театра при училище искусств?

 - Это был осознанный выбор и обдуманный шаг. Дело в том, что театром я заболел давно. Будучи еще студентом СОГУ, играл в театре-студии «Вариант» Северо-Кавказского горно-металлургического института. В общем, когда набиралась студия для Русского театра, решение было принято само собой.

 

 - Поэтому, наверное, и в Вашей книге есть цикл стихотворений «Театральные зарисовки», где Вы не без юмора пишите о служении Мельпомене. Скажите, что становится темой Ваших стихов и песен?

 - Тематика разнообразная. Главное, что время от времени происходят события, затрагивающие сердце и разум. Ты взволнован, озадачен, растерян, потрясен, задумчив, пытаешься докопаться до истины. Ситуация порождает рой мыслей и чувств. И рождаются стихи. «Каждый пишет, как он слышит, каждый слышит, как он дышит, как он дышит, так и пишет», - утверждал Булат Окуджава. И он прав. Сама жизнь и есть тема для стихов, песен. Она подкидывает сюжеты. И поэт пишет о любви, философски размышляет о жизни... А в моих песнях, говорят, есть легкость, воздушность.

 

- Мне кажется, что это действительно так. И слушаются такие песни легко. В сборнике «Молчание» есть цикл стихотворений под названием «Моя Осетия». Вы родились в Хабаровском крае, но уже давно живете здесь. Какая она, Ваша Осетия?

 - Ответ на этот вопрос я дал в своих стихах. Могу процитировать:

В Осетии семьей единой

И жили, и живут

В соседстве добром с осетином

Все, кто родился тут,

Все, кто приехал и остался,

Влюбившись в Иристон...

 

 - А мне вдруг захотелось процитировать строки из Вашей песни «Владикавказ»:

Мой беспокойный южный город,

Любви и дружбы верный храм,

По руслу Терека распорот

Кинжалом нервным пополам.

Всегда распахнуты объятья

И ласков свет твоих окон,

Старинный клич: «Все люди - братья!»

Для нас не лозунг, а закон...

 В сборнике «Молчание» особняком стоят песни к спектаклю «Прекрасные сабинянки», пьеса-сказка «Батрадз и Тотрадз», театрализованное шоу «Меч и копье». Расскажите, пожалуйста, о них. Эти произведения когда-нибудь ставились?

 - В свое время я написал стихи к песням на музыку Николая Кабоева к спектаклю «Прекрасные сабинянки» по Леониду Андрееву. Они тоже попали в сборник.

Стихотворная пьеса-сказка «Батрадз и Тотрадз» в 1996 году была поставлена народным артистом России Вячеславом Вершининым в конном театре «Нарты».

Театрализованное полуторачасовое шоу «Меч и копье» тоже ставилось - Тимуром Сикоевым под Анапой в селе Сукко в стилизованном средневековом замке. Постановщик боев - небезызвестный актер Осетинского театра Лазарь Качмазов. «Меч и копье» - драма в стихах... У меня есть и другие пьесы, которые не вошли в сборник.

 

 - Говоря о спектакле «Прекрасные сабинянки», Вы упомянули композитора Николая Кабоева. Он является автором очень красивых песен на стихи Вашей супруги Фатимы Хадиковой, которые исполняет дочь Николая Кабоева Лиза. Скажите, а со своей супругой вы никогда не пробовали написать что-то вместе?

 - Нет, не пробовал. Фатима пишет стихи на осетинском языке, я - на русском. Но она неизменно первый читатель и первый оценщик всех моих произведений.

 

- А как Вы познакомились? Вместе учились на филфаке?

- Нет. Фатима окончила филфак в 1982-м, а я в тот год только поступил. А познакомила нас Вика Трачевская. Она тоже училась на филфаке - на курс младше меня. Мы в ту пору осуществляли с ней совместный проект на радио. Так вот, нужны были книги для спецкурса по Нартскому эпосу. За книгами Вика и привела меня к Фатиме, познакомила с ней. Так с книг все и началось.

 

 - У вас с Фатимой две дочери. Имея таких родителей, они, должно быть, тоже увлечены искусством?

 - Старшей Вике 22 года. Она окончила в свое время музыкальную школу, факультет осетинских народных танцев Владикавказского колледжа культуры. Ее даже приглашали на работу в государственный хореографический ансамбль «Алан». Но Вика грезила лошадьми. Как увидела в двенадцатилетнем возрасте постановку моей пьесы «Батрадз и Тотрадз» в конном театре «Нарты», так ни о чем другом, кроме лошадей, и думать не могла. Сейчас она цирковая наездница. Вместе с мужем Ацамазом Хуриевым заключила годовой контракт с Архангельским цирком. В общем, моя старшая дочь добилась того, чего хотела. Вместе с цирком объездила всю Россию. Кроме того, Вика учится заочно на факультете социальной педагогики Северо-Осетинского государственного педагогического института. Думаю, и это в жизни пригодится.

Младшая дочь Наташа - девятиклассница. Занимается музыкой, пишет стихи, рассказы в стиле фэнтэзи. После девятого класса собирается поступать в колледж искусств на эстрадное отделение, а потом на факультет журналистики Санкт-Петербургского университета. Что из этого получится, не знаю.

 

- Сдается мне, что девочки такие же разносторонние, как и их отец.
Скажите, Валера, а о чем Вы мечтаете?

 - Сложно так сразу сказать. Хочется, чтобы у детей все сложилось так, как они хотят. Хочется играть те роли, что близки по духу и разуму. Хочется слагать стихи и писать песни. Словом, хочется жить.