Сегодня в Южной Осетии царят не закон, а администрирование, проявление правового нигилизма
30.11.2009
 

Виктор СМИЛЯНЕЦ,

председатель президиума Международной  коллегии адвокатов «Москва»

 

Международной коллегией адвокатов «Москва» проведена правовая экспертиза действующего на территории Республики Южная Осетия законодательства на предмет соблюдения основных прав и свобод граждан Российской Федерации и его соответствия Конституции РЮО и нормам международного права.

Поводом для экспертизы послужила ситуация, сложившаяся вокруг фирмы ООО «Стройпрогресс» и других организаций, принимавших участие в строительстве газопровода, а также в связи с незаконным и необоснованным возбуждением уголовных дел в отношении Джуссоева А.А. и Джуссоева М.С. по ст.199 ч.2 п. «а» УК РФ, сопряженных с незаконными заочными арестами указанных граждан РФ и объявлением их в международный розыск, наложением ареста на имущество различных юридических лиц. С юридической точки зрения это абсолютная профанация.

В Республике Южная Осетия продолжает существовать «правовой вакуум». До настоящего времени не приняты гражданский, уголовный, административный и ряд других важнейших законов. Отсутствие национального законодательства в области гражданских и уголовно-правовых отношений создает непреодолимые проблемы для деятельности судов, прокуратуры и правоохранительных органов.

Постановление Верховного Совета Республики Южная Осетия от 29 января 1992 года «О применении аналогии законов России на территории Республики Южная Осетия» не имеет юридической силы и не может собой заменить национальное законодательство.  До принятия Конституции Российской Федерации, то есть до 12 декабря 1993 года, существовала Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика.

Несмотря на то, что в Республике Южная Осетия принята и действует Конституция и ряд других законов, следует признать, что РЮО по указанным выше причинам не соответствует стандартам правового государства и международного права.

Применение на территории РЮО уголовного и уголовно-процессуального кодексов РФ (другого государства) вступает в противоречие со ст.11 и ст.12 УК РФ, Конституцией РФ, а также Конституцией РЮО. Очевидно, что такая правоприменительная деятельность, в том числе и Генеральной прокуратуры РЮО, является незаконной и не влечет юридических последствий.

В таких условиях, с точки зрения международного права, любые действия правоохранительных органов и судов РЮО, связанные с осуществлением своих функций, направленных на уголовное преследование граждан, влекущих за собой ограничение их прав и свобод, являются незаконными.

Осуществляя по указанным выше причинам незаконное уголовное преследование Джуссоева М.С. и применяя при этом уголовный и уголовно-процессуальный законы России, Генеральная прокуратура РЮО нарушает ст.6 и ст.7 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. При определенных условиях, такая юридическая коллизия может быть предметом рассмотрения Европейского Суда по правам человека.

Работа адвокатуры, (предусмотренная ст.86 Конституции РЮО) становится бессмысленной, а квалифицированная юридическая помощь гражданам - невозможной.

Как уже отмечалось, 18 февраля 2009 года Генеральной прокуратурой РЮО в отношении генерального директора ОАО «Спецстрой Южной Осетии» Джуссоева М.С. и других незаконно и необоснованно возбуждено уголовное дело №970909 по ст.199 ч.2 п. «б» УК РФ (Уклонение от уплаты налогов с организации в особо крупном размере). В нарушение ст.86 Конституции РЮО и соответствующих норм международного права защитник - адвокат до настоящего времени к участию в деле не допущен.

Все вопросы, в том числе и юридические, в РЮО решаются не в соответствии с нормами права, а путем администрирования, с проявлением правового нигилизма.

В сложившихся условиях решение вопросов, связанных с защитой прав и свобод граждан РФ и юридических лиц, в РЮО возможно только путем обсуждения указанных проблем на межгосударственном уровне, а так же на основании ст.61 Конституции РФ, закрепившей за Российской Федерацией обязанность гарантировать своим гражданам защиту и покровительство за её пределами.