Феликс КИРЕЕВ
17 ноября решением Арбитражного суда Северной Осетии улице Кубади Кулова вернули прежнее наименование - Августовских событий. Так жители улицы отстояли свое мнение. Они были не согласны с тем, что в свое время городские власти, не спрашивая их, нарушив несколько действующих положений регламентирующего характера, переименовали улицу, а затем грубо попытались заставить жителей примириться с этим. Теперь суд поставил окончательную точку в этой длительной по времени истории, которая началась 16 марта 2005 года, когда решением 24-й сессии Собрания представителей г. Владикавказа две владикавказские улицы - Августовских событий и Интернациональная - были разделены на две части и переименованы в честь бывших первых секретарей Северо-Осетинского обкома партии.
Тогда для достижения своей цели чиновники не придумали ничего лучшего, чем разрезать единое целое. Часть улицы Августовских событий от улицы Кирова до улицы Чкалова (три квартала) осталась под старым названием (ул. Августовских Событий), а вторую часть от улицы Чкалова до улицы Чапаева (три квартала), переименовали в улицу К.Кулова. Аналогично поступили и с улицей Интернациональной - половина ее осталась с прежним названием, а другой дали имя В.Агкацева.
В ноябре 2005 года жители улиц увидели замену указателей (аншлагов) названий улиц и номерных знаков домов и с удивлением узнали, что их улицы переименованы. Такие действия городских властей вызвали волну возмущения. Весной 2007 года жители улицы Интернациональной подали жалобу в суд на неправомерные действия должностных лиц Собрания представителей и Администрации г. Владикавказа. После судебного разбирательства суд признал правоту жителей и вынес решение вернуть улице прежнее именование - Интернациональная.
В ходе того судебного разбирательства выяснилось - переименование было сделано с нарушением нескольких важных принципов: не было учтено мнение жителей, никто предварительно с ними не беседовал, была проигнорирована норма, что имена улицам в честь каких-либо деятелей необходимо давать лишь после 15 лет со дня их смерти. Ко всему уже был и прецедент - годом ранее в селе Црау Алагирского района Северной Осетии улицу Мира переименовали в улицу О.Тохсыровой, что вызвало несогласие жителей улицы, и они добились отмены этого решения.
После того как жители Интернациональной отстояли название своей улицы, настал черед и ее соседки - улицы Августовских событий. Следует отметить, что в последнем случае упорство городских властей было более сильным. То ли для них авторитет К.Кулова выше В.Агкацева, то ли им очень не хотелось потерпеть второе поражения в деле навязывания горожанам своего мнения.
Здесь уместно напомнить, что улица Августовских событий получила свое название не случайно. Отчаянная борьба между «красными» и «белыми», развернувшаяся во Владикавказе на Курской и Молоканской слободках, к сожалению, вовлекла в нее и мирных жителей. Те трагические события августа 1918 года, как бы мы к ним ни относились, нельзя вычеркнуть из истории Владикавказа и всей Осетии.
Штаб обороны города находился как раз на переименованной части ул. Августовских событий, в доме под №49. Этот дом значится в реестре исторических памятников регионального значения. Другой дом по ул. Августовских событий, №41, является памятником истории федерального значения, о чем свидетельствуют исторические паспорта объектов культурного наследия и учетные карточки, предоставленные Республиканским центром по охране памятников истории и культуры РСО-Алания. На этих домах были уставлены мемориальные доски, но недавно, неизвестно почему, они были сняты и где находятся в настоящее время, никто не знает.
Вообще городские власти, почему-то подзабыли сам смысл переименования - увековечивание памяти заслуженного человека. В данном случае получается обратный эффект. Вместо «светлой памяти» в адрес К.Кулова звучат совсем не лестные высказывания. Ему припоминают все прегрешения. Особенно довоенный период, когда в 30-е годы он был обвинителем на различных процессах. Разве можно забыть его гневные высказывания: «От имени общественности нашей республики требую применить к обвиняемым... высшую меру социальной защиты - расстрелять», адресованные ныне реабилитированным лучшим сынам Осетии!?
Вообще, в Осетии много гораздо более «народных», нежели партийные функционеры, личностей, чьи имена достойны вечной памяти, но вряд ли нынешних улиц в исторической части города, даже поделенных на части, будет достаточно, чтобы всех увековечить.
Вся эта история показывает, во-первых, что наш народ не безмолвное стадо баранов, которое можно вести куда угодно. А, во-вторых, что люди знают: «Конституция РФ гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ, причем каждый гражданин вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».