Ольга РЕЗНИК
Игорь ДЗАНТИЕВ, фото
В Национальной научной библиотеке Северной Осетии состоялся творческий вечер театрального режиссера, заслуженного деятеля искусств РСО-Алания, лауреата премии им. Коста Хетагурова Розы Бекоевой с пронзительным названием «Театр - жизнь, театр - судьба». Он не был посвящен круглой дате или какому-то знаменательному событию в жизни режиссера. Просто поклонники ее таланта, представители творческой интеллигенции, друзья и ученики собрались под сводами храма книги, чтобы выразить свое восхищение самобытным, одержимым человеком, внесшим свою весомую лепту в развитие осетинского театрального искусства. А Роза Бекоева в теплой, доверительной обстановке попыталась поставить еще один спектакль - на этот раз о своей жизни, главным действующим лицом в котором является его величество театр.
Детство Розы Ясоновны прошло в шахтерском поселке Мизур. Как только она заговорила об отце, который ушел на фронт, когда дочери не исполнилось и четырех, да так и не вернулся с войны, о маме, которая одна поднимала четверых детей, голос ее задрожал. А на экране появились портреты родителей - Ясона Ильича и Миты Хосаевны.
Их сменили фотографии самой Розы - уже школьницы. Ох, уж эти неповторимые и такие памятные школьные годы. Учителя в поселковой школе были настоящими профессионалами своего дела. Зара Яшина, Христофор Гиоев, Клара Цагараева и другие всегда являлись примером для подражания. Пережившие войну и лишения, они любили жизнь и прививали эту любовь своим ученикам. А лучшим учебником жизни во все времена считалась литература. Каким же увлекательным занятием для юных мизурцев было постижение слова! На уроках литературы они разыгрывали целые мини-спектакли, сами придумывали сцены из восточных сказок. Может быть, это и было первое прикосновение к театру?
В 1957 году Осетинский театр объявил о наборе вспомогательного состава. И юная Роза Бекоева, боясь, что мать не одобрит ее выбор, уехала во Владикавказ якобы проведать тетю. Вместе с ней на просмотр приехали будущие звезды театрального небосвода - Бибо Ватаев, Игорь Гокинаев, Тасолтан Мамсуров. Никому неизвестные в ту пору мальчишки и девчонки, они с замиранием сердца взирали на таких столпов, как Елена Маркова, Маирбек Цаликов, Георгий Хугаев. Начинающим актерам было доверено участвовать в массовках.
Театр выезжал на ежемесячные гастроли по районам. Оказался он однажды и в Мизуре со спектаклем «Женихи» А. Токаева, где Роза вместе с другими новоиспеченными артистами выходила на знакомую ей с детства сцену Дома культуры. Тогда-то и раскрылся обман. Мать после этого с дочерью неделю не разговаривала. А потом взяла да и пригласила всех ее коллег-актеров в гости. Они пришли величественные и красивые - Александр Царукаев, Елена Туменова, Владимир Баллаев - кумиры старшего поколения. Пообщавшись с ними, Мита Хосаевна дала Розе свое материнское благословение, сердцем почувствовав, что дочь находится в надежных руках.
Потом была учеба в Ленинградском институте театрального искусства в классе профессора Георгия Товстоногова. Роза Бекоева, избравшая не женскую профессию режиссера, была его любимой ученицей. Свой дипломный спектакль «Судьба барабанщика» по А. Гайдару она ставила в Иркутском ТЮЗе. Спектакль так понравился и зрителям, и коллегам по театральному цеху, что молодого режиссера пригласили на работу в Иркутский театр юного зрителя.
Озеро Байкал, АнгарГЭС, интересная работа и благодарные зрители - все это манило и завораживало, но по первому же зову Роза Бекоева вернулась в родную Осетию. Поставила на сцене национального театра «Материнское поле» по Чингизу Айтматову. Потом в течение восьми лет она проработала в детском театре «Саби» вместе с мастером кукольных дел Маратом Хетагуровым. Первый поставленный ею детский спектакль назывался «Мальчиш-кибальчиш». На театральном фестивале в Ростове он завоевал первое место. Такая же судьба постигла и другой спектакль - «Колокола лебедей», созданный по «Слову о полку Игореву». На фестивале в Новороссийске он тоже занял первое место.
Театр должен потрясать - считает Роза Бекоева. Загорается экран, и зрители видят сцены из ее театральных постановок на сцене Осетинского театра - «Земные боги» В. Гаглоева, «Цола» Г. Чеджемова. Народный артист России, композитор Булат Газданов вспоминает, как шла работа над постановкой пьесы «Цола». Песни из этого спектакля были настолько популярны в народе, что буквально лились в ту пору изо всех окон. Эти некогда популярные произведения под аккомпанемент на осетинской гармонике Булата Газданова исполнил народный артист РСО-Алания, заслуженный артист РЮО Эдуард Дауров.
А Роза Бекоева, между тем, продолжала свой рассказ. Особой строкой вписывается в ее биографию Дигорский государственный драматический театр, главным режиссером которого с первых дней его существования она была. На сцене этого храма Мельпомены всегда ставилось лучшее, что есть в русской, зарубежной и осетинской драматургии. С большим успехом шла здесь и последняя пьеса основателя Дигорского театра, его первого директора и художественного руководителя, драматурга Давида Темиряева «Аланти Нана», ставшая событием в театральной жизни республики...
Сегодняшний день Розы Бекоевой тоже расписан по часам. Она преподает в прогимназии «Интеллект» и во Владикавказском колледже культуры. Добрые, теплые слова в ее адрес сказали искусствовед Зара Газданова, подруга детства, преподаватель прогимназии «Интеллект» Римма Дзодзикова и директор прогимназии Белла Галаова. А юные воспитанники Розы Бекоевой, как настоящие артисты, прочли стихи Коста Хетагурова на осетинском и русском языках. Студенты Колледжа культуры разыграли сцены из спектакля по пьесе К. Хетагурова «Дуня», поставленного их любимым педагогом.
Немало добрых слов в адрес виновницы торжества произнесли и директор колледжа культуры Лариса Цекоева, и представитель Владикавказской городской мэрии Тамара Кайтукова. Они, в частности, заметили, что такие творческие встречи очень интересны, поучительны и просто необходимы, и поблагодарили организаторов вечера - сотрудников Национальной научной библиотеки, которая во главе с директором Ириной Хаймановой в последнее время стала зачинщицей многих добрых начинаний и признанным центром культурной жизни республики.