Трамвай – живая история Владикавказа

 

 

Ольга РЕЗНИК

Когда-то любитель неологизмов Владимир Маяковский написал о трамваях: «Жизнь свою продолжают трамы уже при социализме». Он был точен: первые трамваи появились еще в дореволюционной России. А в советское время этот вид транспорта и в городах СССР стал излюбленным. Сегодня исполняется 105 лет со дня пуска первого электрического трамвая во Владикавказе. В сборнике «Основные показатели работы трамваев и троллейбусов в СССР» (М., 1940, с. 4) это событие описывается так: «Пятого августа 1904 года при огромном стечении горожан под перезвон церковных колоколов первый трамвай вышел из депо, пересек выстроенный для него мост и двинулся по маршруту». С тех пор трамвай прочно вошел в жизнь города на Тереке. На протяжении многих десятилетий он оставался самым надежным, самым привычным и самым любимым видом транспорта столицы Северной Осетии.

В 1934 году в серии материалов, посвященных 10-летию автономии Северной Осетии, на страницах Северо-Кавказской краевой газеты «Молодой ленинец» художники даже запечатлели владикавказский трамвай. И в дальнейшем студенты и школьники, рабочие и служащие отдавали предпочтение трамваю, который ходил с периодичностью в десять минут и никогда не подводил своих пассажиров. В последние годы, увы, все изменилось. На смену трамваям, троллейбусам, автобусам пришли юркие маршрутки. И вот уже на повестку дня встал вопрос: а нужен ли нам вообще трамвай? В канун знаменательной даты специальный корреспондент сайта «Осетия-Квайса» исследовала мнение жителей Осетии, задав им вопрос:

 

Нужен ли Владикавказу сегодня трамвай? Когда вы последний раз ездили на нем?

 

Вера ВОРОБЬЕВА, председатель Северо-Осетинского отделения благотворительного Российского детского фонда

Трамвай - это живая история нашего города. Смотришь - вокруг все меняется, а трамваи по-прежнему движутся по маршруту. Вот и думаешь: «Жив курилка!». Страна живет, развивается, и трамвай - иллюстрация процессов, происходящих в нашем обществе. Пассажирами этого вида транспорта сегодня все больше являются пожилые люди. Едут, покачиваются, думают о своем. Я даже не могу представить их в маршрутках, куда им, к слову, трудно бывает подняться...Горожане ездят в трамвае и любят трамвай. Трамвай и Владикавказ, на мой взгляд, словно одно целое.

Последний раз я прокатилась в трамвае в минувшее воскресенье. По работе езжу в служебной «Ниве», а в выходные только на трамвае. Еду, вспоминаю прошлое. Где еще выдастся такая возможность подумать?

 

Сослан МАМСУРОВ, заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РСО-Алания

Трамвай Владикавказу нужен. Во-первых, потому, что в городе развита система трамвайных путей. Другое дело, что она находится в неудовлетворительном состоянии. Во-вторых, трамвай следует строго по маршруту и никогда с него не сворачивает. В-третьих, у каждого транспорта есть свой пассажир. Хотя трамваи во Владикавказе старые, и их немного, они пользуются популярностью у пенсионеров: и сесть на трамвай легче, и проезд дешевле, и охватывает трамвай значительную часть города.

Что касается меня, я пользуюсь служебным транспортом. Но раза два в месяц непременно езжу на трамвае. Это очень удобно.

 

Георгий ЯСЬКО, публицист

Если подходить объективно, то, конечно, нужен. Это наиболее экологичный вид транспорта. В то же время, куда деваться малоимущим?

С другой стороны, маршрутки, конечно, маневреннее. Но возьмем, к примеру, такой город, как Лос-Анджелес. Он же весь на холмах, по нему трудно передвигаться. И, тем не менее, предпочтение в этом городе отдается трамваю. Там даже ресторанчики в трамваях предусмотрены. Так что, те, кто говорит, что трамвай изжил свое, грешат против истины. Так выгодно говорить тем, кто разворовывает бюджетные деньги. Трамвай - это экологично, стильно. Пусть он будет.

 

Аркадий ПЕРМИНОВ, капитан первого ранга, ветеран Великой Отечественной войны

Трамвай нужен. Я пользуюсь этим видом транспорта. Живу на улице Весенней. Вот и еду то на главпочтамт, то в поликлинику № 7. Маршрутки утром переполнены, в них не сядешь. Плохо только, что трамваи ходят нерегулярно. Может быть, пускать их, как раньше, через каждые десять минут нерентабельно, но должна быть какая-то периодичность прохождения. И еще. В обед с 12.00 до 14.00 трамвая не дождешься. А в остальное время уехать можно. А на чем еще доберешься с ул. Весенней до пл. Штыба, как не на трамвае? К тому же есть возможность пользоваться ветеранскими льготами. В маршрутках-то все привыкли платить. Одно время при президенте А.С. Дзасохове и в маршрутных такси действовал указ о бесплатном проезде для ветеранов. Сейчас - нет.

Последний раз я ехал на трамвае буквально вчера.

 

Алан ДЖИОЕВ, специалист-эксперт отдела информационных технологий Управления федеральной регистрационной службы по РСО-Алания

Трамвай нужен, потому что пользуется спросом, и не только у пожилых людей, но и у молодежи. По проспекту Мира никакой другой вид транспорта не проезжает. А если нужно быстро добраться с ул. Кирова до пл. Штыба, садишься в трамвай. К тому же это экологически чистый, экономически выгодный вид транспорта. Да и КПД у него выше.

Последний раз я прокатился на трамвае неделю назад.

 

Таисия ПЕЧЕНКИНА, директор Государственного учреждения «Республиканский центр социальной реабилитации несовершеннолетних»

Для пенсионеров трамвай необходим. Да и по главной улице Владикавказа на другом виде транспорта не проедешь. Как может добраться пожилой человек, которому ходить трудно, с одного конца проспекта на другой? Только трамваем.

Раньше, когда я работала во Дворце пионеров, на службу и домой ездила на трамвае. Во время поездки анализировала, что мне удалось, а что нет, строила планы на завтра. Я вообще люблю трамвай. Это ведь еще и общение - глазами, душой.

 

Ирина ЧЕДЖЕМОВА, заслуженный художник РСО-Алания

Думаю, что трамвай нужен, потому что население малообеспеченное. Хорошо бы, если б даже расширили ветвь. Что нам предлагают взамен трамваю? Только маршрутки. Но это далеко не всех устраивает. Трамваи, к сожалению, тоже исчезли. Троллейбусы исчезли совсем. Было бы хорошо, если бы и их пустили.

Последний раз я пользовалась трамваем сравнительно недавно - добиралась с рынка.

 

Тамара НАСОНОВА, ветеран педагогического труда, отличник народного образования России

Трамвай нужен. Есть в городе районы, куда не ходят ни маршрутки, ни троллейбусы, куда можно добраться только трамваем. К тому же в трамвае ездить дешевле, и забираться туда легче. В маршрутку пожилой человек и не залезет. Думаю, если уберут трамвайные линии, пенсионеры будут протестовать.

Сама я на трамвае давно не ездила. Все больше на маршрутках да на такси.