Орлиная гора Давида Темиряева
15.08.2009

 

 

Ольга РЕЗНИК

«Орлиная гора» - это название пьесы о событиях Великой Отечественной драматурга, режиссера, народного артиста Северной Осетии, заслуженного деятеля искусств России Давида Темиряева (1924-2007), которому сегодня исполнилось бы 85. Орлиная гора в драме - это еще и понятие философско-нравственное: каждый человек должен иметь в жизни свою орлиную гору, то есть мечту, к которой, несмотря ни на что, нужно стремиться. Такая мечта была и у самого Давида Иласовича. Причем, шел он к ней долго и упорно. Уже примерив на себя роли актера, режиссера, драматурга, директора театра, руководителя ансамбля народного танца «Алан», замминистра культуры, он не ушел, как положено, на заслуженный отдых, а «под вечер» жизни создал уникальный коллектив - Дигорский государственный драматический театр.

Театром Давид Темиряев грезил с детства. Помню, во время одной из наших последних встреч он рассказывал: «Первый свой спектакль я посмотрел в родной Дигоре. То была самодеятельная постановка «Двух сестер» Е. Бритаева. Увиденное запало в душу. Потом сам начал играть в самодеятельности в школе. Позже брат отвез меня в город в театр. Смотрели спектакль «Платон Кречет» (именно постановкой этого спектакля по пьесе Корнейчука открылся Северо-Осетинский государственный драматический театр - О. Р.). Туда тогда ходили толпы людей. Актеры резко выделялись - в серых макинтошах. Это было нечто из ряда вон выходящее... Я мечтал стать актером».

В 1939 году Давид Темиряев поступил в Северо-Осетинское государственное театральное училище, окончив которое, в 1942 году ушел на фронт. Потом блистал на сцене Северо-Осетинского государственного драматического театра. Между прочим, играл Артура-Овода в постановке по роману Э. Войнич и великого осетинского поэта Коста Хетагурова в спектакле по пьесе Дмитрия Кусова «Коста».

О карьере драматурга, по его собственному признанию, точно не мечтал. А началось все с того, что в «Пионерской правде» прочел историю о супружеской чете негров, которая продала ребенка, потому что ему угрожала голодная смерть. Этот сюжет и лег в основу одноактной пьесы «Судьба негритянки». Ее Давид Темиряев показал Марии Газдановой, с которой сотрудничал на радио. Та убедила его, что пьесу нужно показать. Директор Дома народного творчества Михаил Купеев по достоинству оценил первое драматическое творение Темиряева, сказал, что пьеса может пойти и выплатил автору первый гонорар. «Это меня окрылило, и я стал писать», - признавался Давид Иласович.

Первую полнометражную пьесу он написал в Москве, где преподавал технику речи, художественное слово и национальные танцы студентам осетинской студии театрального училища им. Щукина при театре им. Е.Вахтангова. Драма называлась «Мстители» и повествовала о революционных событиях в Дигорском ущелье. В спектакле играли корифеи осетинской сцены- Серафима Икаева, Елена Туменова, Варвара Каргинова, Александр Царукаев.

Вторую свою пьесу Темиряев написал для студийцев, и сам с ними ее поставил. Окончив училище, они привезли этот спектакль в Осетинский театр, где он стал любимым.

Сколько таких постановок еще было потом. Кстати, и Дигорский государственный драматический театр открылся 10 ноября 1996 года спектаклем «Тревога» по пьесе Давида Темиряева.

 

Клара ШАВЛОХОВА, заведующая литературной частью Дигорского государственного драматического театра

Создание Дигорского театра - заслуга Давида Иласовича. Он частенько вспоминал о том, как еще до войны сдавал вступительные экзамены в театральное училище первому актеру из осетин, одному из зачинателей Осетинского драматического театра, живой легенде Борису Тотрову. Тот тогда и напророчил: «Учись парень, учись, может быть, тебе это пригодится, чтобы открыть дигорский театр». Эти слова мэтра осетинской сцены запали в душу. Путь к осуществлению мечты был долгим. В 1993 году во владикавказском училище искусств был объявлен набор в студию будущего дигорского театра. В поисках талантов Давид Иласович сам ездил по селам, в том числе и отдаленным горным. Так было набрано 35 человек, которые, как и положено, проходили отборочные туры. Давид Иласович как истинный профессионал обращал внимание на все: и на тембр голоса, и на дикцию, и на пластику, и на то, как тот или иной абитуриент владеет языком... Директором и художественным руководителем театра он слыл требовательным. Сам был беззаветно  предан театральному искусству и от подчиненных ожидал такого же отношения. Ядро театра было создано тогда. Сегодня это уже известные актеры - Солтан Цугкиев, Фатима Малиева, Марина Худалова, Альберт Хадаев, Алина Хадаева, Алик Караев.

 

 

В кругу коллег по театральному цеху.
 

 

Алик КАРАЕВ, народный артист РСО-Алания

Давид Иласович многому нас научил. Ведь работать приходилось в очень сложных условиях. Репетиции проводились в одном месте, спектакль шел в другом. У театра не было и по сей день нет своего постоянного помещения. Давид Иласович, с одной стороны, нас «держал», чтобы не расслаблялись. С другой - подбадривал. Несмотря ни на какие трудности, костяк остался, мы не разбежались. Понимали, что театр - это служение. Так учил нас Давид Иласович. Достойный он был человек - добрый, веселый, с любым, независимо от возраста и социального статуса, мог найти общий язык. А главное - он основал наш театр.

 

Роза БЕКОЕВА, режиссер, заслуженный деятель искусств РСО-Алания

Для Давида театр был всем на свете. Недавно я разговорилась с пожилой владикавказской театралкой, которой за 80. Знаете, она рассказала мне, как Давид играл Овода. Это был такой накал страстей, что в зале рыдали, выкрикивали что-то с места, вмешивались в события, происходящие на сцене. Приходилось закрывать занавес, на сцену выходил администратор и просил зрителей не реагировать так бурно. Все равно страсти не утихали, кому-то становилось плохо. У театра дежурили кареты скорой помощи. Это как нужно было перевоплотиться, чтобы так влиять на зрителя!? Представляете, сколько лет прошло, а женщина вспоминает об этом так, будто все происходило вчера.

Давид положил немало сил на то, чтобы открыть Дигорский театр. То, что он сделал, должно быть вписано золотыми буквами в нашу историю. Начатое им продолжает жить в его учениках, которые сегодня пробуют себя в режиссуре. Замечательный спектакль по пьесе С. Кайтова «Сердце матери» поставил народный артист республики Альберт Хадаев. В основе постановки - светлая военная тема, к которой Давид Иласович относился свято. То есть традиции продолжаются. Или взять другой спектакль «Две сестры» Е. Бритаева, который был показан в год 100-летнего юбилея пьесы. Постановку осуществил один из любимых учеников Давида Иласовича - Алик Караев. Знаете, Алик по природе своего творчества похож на самого Давида Темиряева.

То, что Давид после себя оставил, сродни подвигу. Я вспоминаю его сегодня как доброго старшего, который всегда направлял так, что хотелось идти дальше.